ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ОДЕЖДЕ

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

5

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ОДЕЖДЕ

 

 

Общие принципы формообразования одежды в процессе художественного конструирования определяются основами композиции. Художественное конструирование занимается большим ассортиментом одежды разнообразного назначения, что обусловливает необходимость различного подхода при разработке форм, учитывающего требования назначения, удовлетворения вкуса, направления моды, возможностей промышленного производства.

Система (греческое слово, обозначающее целое, составленное из частей) —это порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, например ряда предметов, составляющих объект, комплекс, ансамбль, коллекцию.

Художественная система, кроме общих свойств, обладает еще и эмоциональным воздействием. Задачей моделирования является разработка образцов моделей для их последующего воспроизводства в промышленности. Моделирование как искусство занимается также преобразованием человека, отражением окружающей его реальной действительности с помощью форм костюма. Модели одежды, обуви, дополнений и сам костюм являются художественными произведениями, если они обладают основным признаком художественной системы. Этим признаком является наличие творческого процесса — композиции.

Композиция выявляет такие признаки формообразования, как образность, коммуникативность, пластичность, техничность, организованность, тем самым позволяя определить себя как систему художественную, ибо только композиция устанавливает связи между частями художественного произведения на основе определенных закономерностей, правил, принципов.

Таким образом, одежда и ее дополнения, сам костюм, обладающие ясно выраженным композиционным решением своей объемной формы, есть система художественная.

Сущность каждого вида художественной системы определяется конкретно поставленными задачами и требованиями процесса проек-
тирования. Последовательно представленные ниже художественные системы характеризуются возрастающей степенью сложности и объема творческой работы в моделировании.

Использование той или иной художественной системы в художественном конструировании обусловлено последующей реализацией создаваемых проектов или моделей: в промышленности, на выставках, в журналах мод. Выбор художественной системы зависит также от уровня технического развития и организационной структуры моделирования.

Художественные системы в моделировании в зависимости от подхода к проектированию изделий и их последующей реализации (внедрения) можно классифицировать на следующие основные группы:

1) проектирование отдельных моделей -изделий как автономной художественной системы;

2) проектирование моделей изделий в художественной системе «семейство»;

3) проектирование моделей изделий в художественной системе «гарнитур»;

4) проектирование моделей изделий в художественной системе «комплект»;

5) проектирование моделей изделий в художественной системе «ансамбль»;

6) проектирование моделей изделий в художественной системе «коллекция».

1. Проектирование отдельных моделей одежды различного ассортимента как автономных художественных систем вызвано потребностью технологической специализации процессов в швейной промышленности. Обычно это производство изделий определенного ассортимента, входящих в состав костюма какого-либо конкретного назначения.

Узкая специализация швейных предприятий, выпускающих ограниченный вид изделий (например, только мужские костюмы, только женские пальто, только мужские сорочки), который в процессе производства должен непрерывно меняться и пополняться новыми моделями, определяет существование и сущность автономной художественной системы.
 

 

 

19. Женские блузки автономной художественной системы

 

 

 


20. Блузки системы «семейство»

 

 

 

Художник-модельер в данном случае занимается разработкой модели определенного ассортимента швейных изделий (например, блузки, пальто и т. д.) в рамках направления текущей моды, форма модели разрабатывается с учетом ее стилистической связи с предметами, дополняющими костюм. Проиллюстрировать суть автономной художественной системы могут показанные на рис. 19 модели четырех женских блузок. Две из них (рис. 19, а, б) повседневного, делового назначения, а две (рис. 19, в, г)—нарядные, выходные. Блузки повседневного назначения в соединении с юбкой и другими дополнениями составят женский деловой костюм определенного стиля. Образы «делового» назначения подтверждаются формами рукавов, главенствующими в композиции, скромностью лифа, материала и отделки. Нарядные блузки (см. рис. 19, в, г), дополненные
соответствующей юбкой, перчатками, сумкой и др., создают образ женственности, праздничности обстановки, отдыха. Женственность и праздничность обусловливаются здесь общей формой блузок, отсутствием утилитарности деталей рукавов, прозрачностью материала, большим количеством отделки.

2. Художественная система «семейство» в моделировании ставит процесс проектирования моделей одежды в зависимость от определенных требований. Художник-модельер решает композицию каждой модели на одной общей конструктивной основе. В данной системе все проектируемые изделия, связанные общей конструктивной формой в рамках текущей моды, различаются по моделям. Различными могут быть материал, форма деталей, их расположение, отделка и др. Суть художественной системы «семейство» иллюстрируется на рис.
20, где показано пять женских блузок, имеющих общую конструктивную основу, но различающихся по моделям.

Существование такого рода системы вызвано потребностями определенной организации технологического процесса производства изделий в промышленности. Здесь упор делается не столько на то, как примет модель потребитель-покупатель, сколько на то, с какими материальными и трудовыми затратами она будет изготовлена в массовом производстве. И здесь рост объема производства и производительности труда, расширение и улучшение качества швейных изделий связаны с пробле-

мами проектирования для промышленности. Считается, что основной путь для решения такой задачи — максимальная унификация всего процесса моделирования и конструирования на основе требований массового поточного производства. Это до известных пределов требует подчинения процесса проектирования возможностям технологических потоков и экономической выгоде промышленного предприятия.

Творческая работа художника-модельера при этом должна вестись на основе установленных на какой-то срок жестких требований унификации:

определенного ассортимента одежды; установленных и взаимозаменяемых тканей; применения заранее обусловленных модных силуэтов в каждой возрастной и. полнотной группе;

одинаковых конструктивных основ для всех силуэтов одежды;

ограниченного количества некоторых конструктивных частей и деталей — рукавов, воротников, карманов и др.;

использование только унифицированных деталей при моделировании и конструировании моделей одежды.

Все пять блузок, показанных на рис. 20, имеют унифицированную основу: спинку, полочку, контур проймы лифа, рукава с манжетой, а различия в модели заключаются в виде застежки, в количестве петель и пуговиц, а •также в виде отделочных строчек, в форме воротника (единственное отступление от унификации детали блузки). Образный строй формы этих блузок выражает общее для них строгое, деловое, повседневное назначение.

3. Рассмотрим теперь художественную систему «гарнитур». Гарнитур означает полный набор предметов (изделий), служащих для какой-либо определенной цели и объединенных общностью стиля, материала и отделки.

При проектировании моделей изделий в художественной системе «гарнитур» перед художником-модельером стоит задача разработки нескольких предметов костюма одного стиля, из одного или нескольких общих для всех моделей материалов конкретного назначения. Все предметы при этом должны воспроизводиться в промышленных условиях. Это может быть, например, гарнитур белья для женщины, состоящий из длинной и короткой (под брюки) сорочек, трусов и бюстгальтера, или спальный гарнитур, состоящий из пижамы или ночной сорочки и халата. Число предметов в гарнитуре может быть различным: их может быть два, три, четыре. Это, например, пальто

или костюм с головным убором, платье с жакетом и т. п. На рис. 21 показаны юбка, жакет, пальто и берет, составляющие гарнитур.

Для полной законченности костюма остается подобрать необходимые дополнения: обувь, перчатки, сумку, которые тоже могут быть выполнены в системе «гарнитур». Художественная система «гарнитур» широко используется в моделировании для промышленности, хотя и в меньшей степени, чем первые две.

Объединение ряда изделий в художественную систему достигается путем образования общих сходных признаков формы (общее назначение, материалы, отделка, конструкция и др.).

Наиболее важным общим признаком, характеризующим различные формы ассортимента одежды, являются виды их стилевых решений. Форма одежды есть результат составления

образующих ее основных частей, деталей, отделки. Различие зрительных впечатлений от одежды — образ — определяется композиционным решением ее объемных форм, а следовательно, различным характером ее очертаний, т. е. линий — конструктивных и декоративных, создаваемых покроем и отделкой. Все многообразие форм одежды по своему стилевому решению можно свести к трем основным группам: одежда классического (строгого)

стиля, одежда спортивного стиля и одежда стиля «фантази».

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..