СОПОДЧИНЕНИЕ И ЧИТАЕМОСТЬ ФОРМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

СОПОДЧИНЕНИЕ И ЧИТАЕМОСТЬ ФОРМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ



Художественные качества костюма возникают, когда создается единство всех первичных элементов его формы, т. е. соразмерность, согласованность и соподчиненность всех частей, создающих форму в целом.

Всякая форма состоит из частей. Эти части могут быть равнозначны и неравнозначны. Принципы неравных отношений (сходство, контраст) дают нам возможность делить форму на части по степени их значимости в системе художественного целого.

Композиционно организованная объемная форма костюма понимается как система соподчиненных частей, как их взаимодействие, в котором главные и подчиненные части взаимно усиливают друг друга, образуя единое целое. В платье прямоугольного силуэта, расчлененного на две равные части, соподчинения не возникает, есть только различие верха и низа, так как эти части равнозначны.

При неравном членении на две части такого же прямоугольного силуэта уже возникает соподчинение. Большая часть прямоугольной формы выделяется по величине и подчиняет себе меньшую часть формы (при прочих равных условиях). В случае членения формы на две неравные части имеются только два варианта выделения главной части формы: верхней или нижней.

При членении той же прямоугольной формы на три части будут уже три возможности выделения главной части (при прочих равных условиях). Разберем эти три возможных варианта.

1. Форма разделена на три равные части. В этом случае главенствует часть, расположенная посередине, как занимающая центральное положение.

2. Центральная часть формы будет главенствовать, даже если она по величине будет меньше двух крайних, но равных или равнозначных между собой форм. И, конечно, центральная часть будет главенствовать, если она будет больше, чем крайние равные части.

3. Форма разделена на три неравные части — средняя часть не равна двум крайним. В этом случае будет главенствовать верхняя или нижняя часть — та из них, которая будет больше по величине.
Исходя из этих примеров, можно вывести общую закономерность соподчинения частей формы и выделения ее главной части.

Соподчинение частей и выделение главной части у объемно-пространственной формы по отношению к подчиненной достигается неравенством их каких-либо признаков или свойств.

Композиционно организованная форма, в том числе какая-либо одежда и дополнения к ней, составляющие вместе костюм, обязательно имеет главную часть или композиционный центр, которому подчиняются другие зависимые части. Главная часть, или композиционный центр, является доминирующей в целостной композиции.

В одежде, которая обычно состоит из нескольких основных частей (платье, например,— из лифа, юбки, рукавов, воротника), композиционный центр может находиться в любом месте, т. е. в той части одежды, которую хотят подчеркнуть, выделить в зависимости от художественных задач, решаемых модельером в каждом конкретном случае.

Выделение главной части, или композиционного центра, достигается на основе закономерностей свойств элементов формы, определяющих неравенство, подчеркивающих главенство центра композиции над остальными частями. Рассмотрим эти закономерности.

 

 

 

Закон количества. Большее количество будет главенствовать при прочих равных условиях. Часть целого, большая по величине, объему, массе или по количеству однородной отделки, будет (при прочих равных условиях) выделяться, доминировать над остальными частями. Например, при обычном масштабном соотношении частей платья: лифа, юбки, рукавов, воротника-юбка будет главенствовать над остальными частями платья. Если увеличить по величине, объемности лиф, то главенствовать будет лиф. Если «количество» будет использовано по отношению к воротнику, то над всем остальным будет доминировать воротник.


Закон центрального расположения. Расположение какой-то части на относительно центральном месте при прочих равных условиях выделяет эту часть и делает ее главным композиционным центром. Понятно, что в отношении одежды центральное положение определяется ее средней частью, приходящейся на область талии.


Закон качества. Использование количества или центрального расположения для выделения главной части целого иногда оказывается недостаточным или по каким-либо причинам нежелательным. Тогда используется закон качества. В этом случае главенствует та часть целого, свойства или группа свойств которой преобладают. Например, в платье лиф является главной частью, так как, кроме его подчеркнутой величины, на нем заложены складочки, по своему качеству более активные, чем на юбке. В пальто, например, воротник становится главной частью, если его величина, а особенно качественная активность цвета и фактуры меха выделяют его над остальными частями.

Использование различной активности, качества всякого рода отделки, деталей, носящих формальный характер, является одним из приемов выделения главной части целого.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..