ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ В МОДЕЛИРОВАНИИ КОСТЮМА
Как было сказано выше, в моделировании костюма коллекция — один из видов
художественных систем проектирования и разработки моделей одежды и
предметов, ее дополняющих. Различие назначения, последующего
использования и определяет вид коллекции. Все виды коллекций как
художественные системы должны отвечать общим для них требованиям, но
подход к проектированию и разработке моделей, составляющих коллекцию,
зависит от их конкретного назначения: профессионального, методического,
специального, промышленного.
Терминология реализации коллекции моделей несколько условна. Дело в том,
что мода в течение своего существования проходит стадии зарождения,
утверждения, развития и смены. Формальные признаки моды позволяют
отмечать новизну вещей, их современность и отличать их от немодных,
устаревших.
Первая стадия зарождения моды определяет особую деятельность небольшого
числа профессионалов, которые ведут поиск и находят новые композиционные
решения образа человека и формы костюма, часто называемого, хотя и не
совсем точно, словом «стиль» («русский стиль», «космический стиль»,
«стиль освобождения» и т. д.). Новые художественные образы человека и
костюма, предложенные профессионалами, для получения признания надо
размножить в различных коллекциях, представляющих будущую методическую
программу конкретного моделирования. Получив признание, модные формы
очищаются от индивидуальных особенностей, обобщаются, типизируются, на
их основе разрабатываются модели для промышленности, для массового
производства.
В зависимости от этапа последовательности создания коллекции имеют
следующую классификацию:
1) коллекции моделей новых предложений в развитии направления моды и
коллекции перспектив моды;
2) коллекции методические (программные), утверждающие моду;
3) коллекции для отечественных и зарубежных выставок, коллекции
специального назначения;
4) коллекции для промышленности и массового производства.
Иллюстрацией новых модных предложений в коллекциях перспективного
значения является их демонстрация (весной и осенью) ведущими
моделирующими фирмами Парижа, Лондона, Рима, чьи самые острые
(перспективные) модели публикуются на страницах
известных журналов: «Оффисиель», «Вог»,
«Жарден де мод», «Сир» и др.
Программные модные коллекции представляются на ежегодных просмотрах в
постоянной рабочей группе по культуре одежды стран — членов СЭВа. На
основе этих коллекций создаются методические коллекции, разрабатываемые
с учетом нового направления моды в республиканских Домах моделей. Эти
коллекции показываются на ежегодных совещаниях Домов моделей нашей
страны.
Затем создаются коллекции промышленного назначения, в которых
используются выпускаемые промышленностью материалы и дополняющие одежду
предметы.
Образцами коллекций специального назначения являются коллекции Домов
моделей СССР, подготовленные для международных выставок, например, для
выставки в Брюсселе (1958 г.), для Международного фестиваля мод в Москве
(1967 г.), для выставки в Осаке (1970 г.) и др. Демонстрировавшиеся в
Москве коллекции югославского художника-модельера
А. Иосимовича «Симонида» (1967 г.) и «Птицы» (1972 г.) имели специальнее
назначение показа творческой работы художника и его новых модных
направлений.