В результате творческой деятельности и
научных исследований были выработаны закономерности, характеризующие
строение объектов природы, предметного мира, произведений искусства и
архитектуры с точки зрения его симметричности или асимметричности.
Симметрия и асимметрия служат средствами связи первичных элементов
формы, помогают достичь художественного равновесия статичных и
динамичных композиций формы.
Закономерности симметрии и асимметрии одежды формировались в неразрывном
единстве с целесообразностью организации процессов жизни человека. Если
единство формы и назначения предмета нарушается, симметрия и (особенно)
асимметрия нередко превращаются в формалистическое средство связи в
композиции.
Закономерности симметрии и асимметрии устанавливают определенный порядок
размещения форм, связанный с функциональными и конструктивными
особенностями костюма, а также с его ролью среди других предметов
окружающей среды. Этот порядок должен быть не только целесообразным, но
и эстетически, художественно осмысленным.
Симметрия с давних пор считалась одним из важных условий красоты формы.
Симметричным называют предмет, состоящий из геометрически или физически
относительно равных частей, расположенных в определенном порядке. В
изделиях, созданных рука-
ми человека, и природных объектах (сам человек, животные, растения,
кристаллы) симметрия никогда не отличается абсолютной точностью.
Классификацию основных типов симметрии определяет геометрическое
равенство форм — либо зеркальное, либо совместимое (конгруэнтное).
Зеркальная симметрия — наиболее простой вид симметрии, основанный на
равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой так
же, как какой-нибудь предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая
плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью
симметрии. Плоскостью симметрии фигуры человека, а следовательно, и
одежды является середина переда и спины по вертикали. Плоскость
симметрии одновременно является и плоскостью равновесия. В основном
почти все виды одежды решаются на основе зеркальной симметрии.
Зеркальная симметрия характеризует спокойное равновесие частей целого.
Другой тип симметрии — осевая симметрия обусловлена совместимостью
(конгруэнтностью), получаемой при вращении фигуры относительно оси
симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура совмещается
сама с собой. На принципе осевой симметрии (она в моделировании
встречается довольно редко) строятся такие изделия, как юбки
солнце-клеш, плиссированные и гофрированные, головные уборы (берет, ток
и др.), накидки типа пончо.
Закономерности построения асимметрии в предметах костюма связаны прежде
всего с физическим равновесием частей, обеспечивающим их правильное
функционирование и художественную целостность.
Асимметричная композиция характеризует различную степень динамичности
предметов костюма. Связь асимметричных частей композиции в одежде
образуется за счет зрительного равновесия этих частей.