Симметрия и асимметрия частей одежды

  Главная      Книги - Кройка. Шитьё. Вязание     Основы художественного конструирования женской одежды (Черемных А. И.) - 1977 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СВЯЗИ ЧАСТЕЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ


 

 

Симметрия и асимметрия частей одежды

 

 

 В результате творческой деятельности и научных исследований были выработаны закономерности, характеризующие строение объектов природы, предметного мира, произведений искусства и архитектуры с точки зрения его симметричности или асимметричности. Симметрия и асимметрия служат средствами связи первичных элементов формы, помогают достичь художественного равновесия статичных и динамичных композиций формы.

Закономерности симметрии и асимметрии одежды формировались в неразрывном единстве с целесообразностью организации процессов жизни человека. Если единство формы и назначения предмета нарушается, симметрия и (особенно) асимметрия нередко превращаются в формалистическое средство связи в композиции.

Закономерности симметрии и асимметрии устанавливают определенный порядок размещения форм, связанный с функциональными и конструктивными особенностями костюма, а также с его ролью среди других предметов окружающей среды. Этот порядок должен быть не только целесообразным, но и эстетически, художественно осмысленным.

Симметрия с давних пор считалась одним из важных условий красоты формы.

Симметричным называют предмет, состоящий из геометрически или физически относительно равных частей, расположенных в определенном порядке. В изделиях, созданных рука-
ми человека, и природных объектах (сам человек, животные, растения, кристаллы) симметрия никогда не отличается абсолютной точностью.

Классификацию основных типов симметрии определяет геометрическое равенство форм — либо зеркальное, либо совместимое (конгруэнтное).

Зеркальная симметрия — наиболее простой вид симметрии, основанный на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой так же, как какой-нибудь предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии. Плоскостью симметрии фигуры человека, а следовательно, и одежды является середина переда и спины по вертикали. Плоскость симметрии одновременно является и плоскостью равновесия. В основном почти все виды одежды решаются на основе зеркальной симметрии. Зеркальная симметрия характеризует спокойное равновесие частей целого.

Другой тип симметрии — осевая симметрия обусловлена совместимостью (конгруэнтностью), получаемой при вращении фигуры относительно оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура совмещается сама с собой. На принципе осевой симметрии (она в моделировании встречается довольно редко) строятся такие изделия, как юбки солнце-клеш, плиссированные и гофрированные, головные уборы (берет, ток и др.), накидки типа пончо.

Закономерности построения асимметрии в предметах костюма связаны прежде всего с физическим равновесием частей, обеспечивающим их правильное функционирование и художественную целостность.

Асимметричная композиция характеризует различную степень динамичности предметов костюма. Связь асимметричных частей композиции в одежде образуется за счет зрительного равновесия этих частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..