Когда вы приходите в студию, чтобы стать диктором, у вас может не быть
никакого профессионального опыта. Это вполне естественно: каждый
когда-то начинает. Однако у вас должен быть большой жизненный опыт и
широкое образование.
Теоретический багаж — не главное. Тонко разбираться в практических
вопросах гораздо полезнее. Помните: то, чему мы научились на опыте, по
меньшей мере так же важно, как специальные знания.
Не менее ценно умение понимать людей и события. Пустой, неинтересный
человек не может ежедневно приходить к людям и ожидать радушного приема.
Большинство зрителей быстро отличит зрелого и вдумчивого диктора от
«телевизионной звезды». Они сразу поверят человеку, который «знает, о
чем говорит». Диктор не просто читает текст, который к тому же не он
написал. Хорошие профессионалы всегда вносят в передачу много своего.
Каждое их появление на экране — не буднично, а важно и значительно.
Мало кто навсегда остается диктором. Когда пройдут первые восторги, вы,
возможно, захотите перейти от чтения объявлений к другим видам вещания,
которые вам
покажутся более интересными и творческими,—
например, к передаче новостей или ведению программ. Вот тогда-то вы и
поймете ценность вашего жизненного опыта и широты ваших познаний.
Ум и находчивость
Интеллектуальные способности необходимы в любой серьезной профессии; но
в повседневном телевещании особенно часто нужно проявлять инициативу,
требующую большой сообразительности. Например, бывает необходимо читать
и немедленно интерпретировать сообщения или быстро находить выход из
неожиданной трудности.
Сообразительность или находчивость в данном случае — способность быстро
решать новые проблемы. Ведь именно это телевизионному диктору приходится
делать всю свою трудовую жизнь.
Чувство юмора
Если вы один из тех несчастных, у которых нет чувства юмора,—
пожалуйста, не пытайтесь стать телевизионным диктором.
Во-первых, отдыхающему зрителю неприятно смотреть на мрачное лицо. Он
насмотрелся угрюмых физиономий за свой рабочий день.
Во-вторых, без чувства юмора не вынесешь дикторской жизни. Очень трудно
выдержать такое нервное напряжение Надо уметь посмеиваться над собой и
над своим трудным положением. В телескоп доброго юмора видишь все не так
мрачно.
Да, юмор понадобится вам —и для зрителей и для себя.
Искренность
Считается, что телевидение отсортировывает людей неискренних. В этом
есть доля правды: явный обманщик изобличается здесь весьма наглядно. С
другой стороны, первоклассный профессиональный журналист телеэкрана
способен имитировать искренность — выражение лица, голос, подбор слон
могут казаться абсолютно естественными.
Включая искренность в перечень профессиональных черт, я имею в виду
серьезное отношение к своему делу. Вы должны верить, что телевидение —
могущественное средство информации; вы должны высоко оценивать вашу
работу и понимать всю ответственность общения с миллионами людей.
Очень плохо, если вы считаете, что эта профессия просто эффектна, или
выгодна, или, что хуже всего, приносит легкую славу.
Если вы правильно относитесь к делу, вы произведете на телеэкране
впечатление искреннего человека.