Каким должен быть диктор?

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Каким должен быть диктор?

Нелегко ответить сразу на этот вопрос. Когда вы читаете книги о телевидении, нередко пропускаете строки, посвященные дикторам. Обычно предполагают, что, если черты ваши правильны и вы не заикаетесь, то можете достичь в телевидении любых высот. Прочитав эту книгу, надеюсь, вы согласитесь со мной, что это еще не все. Кроме физических данных — хорошей внешности, приятного голоса и правильного произношения —диктору журналисту нужны:

широкое образование, знание жизни и людей;

ум и находчивость;

чувство юмора;

терпение;

воображение;

энтузиазм;

скромность, основанная на вере в себя; способность работать в коллективе...
 

 

Все эти качества входят в самую суть человека: либо они есть, либо их нет. Научиться им нельзя; в лучшем случае, их можно развить — и то не все.

Зато одной весьма существенной вещи — хорошей речи — научиться можно. Помните, речь не то же самое, что голос. (Так, младенец речью не владеет, а голос у него есть.) Кроме того, м о ж н о освоить приемы телевизионного вещания. Моя книга должна вам в этом помочь. Читая главу за главой, вы, надеюсь, будете все больше и больше постигать интереснейшее дело — учиться говорить с невидимой аудиторией, которая все четче встает перед вами.

А теперь мы вернемся к перечню основных качеств, которыми должен обладать диктор. Есть ли у вас что-нибудь, кроме физических данных? Если да, вы можете стать первоклассным диктором.

Если же вы почувствуете, что вам недостает некоторых из перечисленных качеств — например, вы не в ладах с чувством юмора или у вас не всегда хватает терпения,— тогда, по-моему, лучше заняться чем-нибудь другим. Есть много профессий, где эти качества не столь важны. Существуют области деятельности, где очень нужна храбрость, или математические склонности, или способность пробежать милю за четыре минуты. Ни то, ни другое, ни третье не требуется для работы в телевидении, хотя, я думаю, порой скорость передвижения может и пригодиться диктору.

Однако, надеюсь, вы уже изучили все перечисленные свойства и обнаружили, что у вас есть все или почти все. Теперь проанализируем их в отдельности и выясним, почему они так необходимы в избранной вами профессии.
 


Внешность



Поскольку мы рассматриваем визуальное средство информации, следует помнить, что зритель весьма придирчив ко всему, что видит на экране, будь то фрагмент фильма, отрывок из спектакля, трансляция футбольного матча, балет, лошадь или человеческое лицо. К счастью, вкусы различны; иначе наша жизнь была бы скучна и однообразна.

Обратимся в первую очередь к человеческому лицу. То, что красиво для одного зрителя, другому неприятно. Зрительская реакция в значительной степени зависит от пола, возраста, умственного и эмоционального развития и общей подготовки. Например, длинноволосый идол девочек-подростков вряд ли вызовет восторг у отставного старшины.

Или еще: герой, похожий на греческого бога, может идеально подойти для игрового фильма или даже для еженедельной телевизионной серии. Но стоит ли ему работать штатным диктором? Когда он станет из вечера в вечер появляться на домашних экранах, многие женщины скажут: «Показывайте его почаще»,— мужчины же будут сердиться и ревновать...

Я вспоминаю, как несколько лет назад один сумасшедший муж явился в Лондоне на телевизионную студию БиБи-Си и грозился убить диктора, пока того не уволили. Он жаловался, что его жена влюбилась в этого диктора и каждый раз, когда тот появлялся на экране, буквально сходила с ума. Интересно, что вскоре после этого упомянутый диктор действительно переменил профессию. Он стал обольстительным сыщиком в одной из телевизионных киносерий.

Руководители телевидения вряд ли обрадовались бы диктору, чья внешность отвлекает внимание зрителей от содержания объявлений, за которые ему платят. И наоборот: конечно, бессмысленно принимать на работу человека, который так неприятен с виду, что зрителям становится противно.

Для телевидения прекрасно подходит приятное, правильное, твердое лицо; очень хорошо, если глаза, нос, рот, уши не слишком велики. Цвет лица роли не играет, это дело гримера Голубые глаза нередко выглядят жутковато на телеэкране. Дикторы-женщины примерно поровну делятся на светлых и темных. Однако у большинства дикторов-мужчин на английском телевидении темные волосы. Если вы — блондин, вы, возможно, введете новую моду — на светловолосых дикторов.

Если вы предрасположены к полноте, следите за своим весом; на телевизионном экране люди кажутся толще и вообще крупнее.
 

 

Голос и речь

Представьте себе, что ваш голосмузыкальный инструмент. Если инструмент хороший, у пего будет полнота точа, тембр, сила и твердость Надо сказать, что почти все люди рождаются с хорошим голосом, но некоторые не обращают на него внимания, другие им пользуются неправильно, третьи совсем теряют голос; и только немногие мастерски им владеют, учитывая все его возможности. Представьте себе, что речь—мелодия, которую исполняют на музыкальном инструменте. Мелодия эта — интонация разговорной речи — очень красива, но звучание ее зависит только от говорящего.

Профессор Хиггинс в «Пигмалионе» говорит: «Вспомните, что вы — существо, наделенное душой и дивным даром членораздельной речи. Вспомните, что ваш родной язык — язык Шекспира, Мильтона и Библии! И перестаньте квохтать, как осипшая курица». Вполне справедливо. Много ли «осипших куриц» приходится вам слушать ежедневно? Нет, не очень — даже в быту, а тем более по телевидению.

Диктору нужен хороший, поставленный голос, и говорить он должен правильно. Плохой голос хуже для него, чем сломанный нос. Я особенно подчеркиваю это, потому что на радио голос и речь ценятся очень высоко, а на телевидении, к сожалению, часто считаются подчиненными изображению.

Помните, что ваша первейшая обязанность — говорить ясно и правильно. Все другие функции — второстепенны по сравнению с этой.
 

 

 

Здоровье

Если вы объявляете программу и работаете в определенную часть дня, вам придется подолгу находиться н очень небольшой студии. От света жарко; он вас слепит. Вентиляция, быть может, недостаточна. Трудно провести без напряжения несколько часов подряд — и вот рано или поздно иаши нервы напрягутся до предела Наконец, согнав с лица блаженную улыбку, которая держалась так долго на радость публике, вы покидаете душную, как тропики, студию. Зрители ваши благоразумно ложатся в постель, а вы выходите на улицу, невзирая на плохую погоду.

Изо дня в день вы повторяете одно и то же, пока вас не переведут на внестудийные передачи, где надо быть выносливым, как сельскохозяйственный рабочий. А диктор не может позволить себе отказ. Во многих телевизионных студиях, особенно в небольших, вы будете членом дикторской бригады, которая работает ежедневно с утра до ночи Вряд ли ваши коллеги обрадуются сверхурочной работе, когда вы заболеете. Кроме того, диктор должен всегда быть под рукой на случай крайней необходимости. Хроническое заболевание, к сожалению, исключает для вас возможность стать диктором. Вам остается разве что внештатная работа. Совершенно непростительно, если наше здоровье подорвано небрежением к себе, потворством своим слабостям или слишком частыми вечеринками. Дикторы, которые ведут такой образ жизни, вскоре замечают, что они теряют профессиональные качества. Свои удовольствия они ставят выше избранного ими пути и почти всегда обнаруживают, что их карьере пришел конец. Телевидение — трудное, требовательное дело, и там нет места для дилетантов.

Итак, вы должны быть здоровы и поддерживать себя на должном уровне, чтобы справляться с напряженной работой.