Что делает телевизионный диктор? Отвечу коротко: передает информацию
широкому кругу людей Есть ли в этом что-нибудь новое или необычное? Ведь
люди общаются друг с другом с незапамятных времен. Представьте себе,
например, одного из наших предков пещерного человека, возвращающегося с
охоты. Нот, стоя на склоне холма, он издает гортанные звуки, а
соплеменники слушают его.
Конечно, сейчас нам трудно сказать, что именно и как кричал огромный
волосатый человек, чьи губы неуклюже выговаривали первые звуки речи; но
кое-что предположить мы можем. Допустим, он сообщал о схватке с диким
зверем и хвастался своим успехом Очевидно, в общении с окружающими
людьми он искал поддержки и понимания.
Не буду больше рассуждать о пещерном человеке, хотя его усилия не были
напрасными. Первые попытки выработать артикуляционно правильную речь,
безусловно, привели в конечном счете к появлению великих ораторов
Греции. Мы и сейчас как бы слышим речи, с которыми они выступали перед
Народным собранием Афин. Человеческая речь развивалась веками, и ораторы
всегда играли немалую роль: проповедника, городского глашатая или
политического деятеля; каждый из них что-то сообщал и передавал вести.
Некоторые хотели, чтобы толпа ими восхищалась и даже поклонялась им.
Эти люди выделялись из своей среды умением говорить
перед аудиторией. Слушая их, люди смеялись и плакали, сердились и
радовались; а бывало и так, что их влияние побуждало целые народы уже не
к чувству, а к действию. Но большинство использует речевые способности
для повседневного общения и спокойных личных бесед. Они разговаривают
проще, без ораторских приемов. Для них речь — утилитарное средство
передачи мыслей и настроений друг другу.
Лишь для незначительного меньшинства речь становится орудием, цель
которого — информировать массы или воздействовать на них.
Так обстоят дела,— вернее, так они обстояли до появления массовых
средств общения, то есть радио и телевидения. Как ни странно, диктор,
говорящий с многомиллионной аудиторией при помощи технического
новшества,— прямой потомок городского глашатая.
Однако рассмотрим вопрос подробно. Действительно ли профессиональный
оратор с его приемами красноречия, поставленным голосом, емкими образами
и особой общественной ролью удачно выступит перед миллионами, используя
трибуну телевидения? Скажу коротко: нет. Значит, есть что-то новое или
необычное в телевизионном вещании? Попробуем ответить на этот вопрос.
Технический прогресс вряд ли наложил свой отпечаток на общественные
функции оратора; манера диктора не эгоцентрична: он говорит не себе, а
слушателям, и он не усиливает свой голос, как это делает актер, который
должен быть уверен, что каждый звук будет слышен в задних рядах.
Телевизионный диктор наших дней говорит просто, сдержанно и
доверительно. Однако благодаря электронному чуду, как это ни
парадоксально, он может за один вечер собрать больше зрителей, чем
переполненный до отказа большой театр.
Оратор, выступающий в той же манере, которая в прошлом прославила его,
смутится, при всем споем умении, перед немигающим глазом телевизионной
камеры. Между тем само выступление по телевидению приобретает совершенно
новое значение — новости передаются всем и повсюду; именно в этом и
заключается то новое и необычное, о чем мы говорили в начале главы.
Мы, конечно, обобщаем. Все не так просто, как кажется на первый взгляд.
Существует много нюансов и особенностей в этой области, и мы должны
рассмотреть их глубже и подробнее. Незыблемо одно: хотя миллионы людей
мoгут видеть и слышать его, диктор ведет себя и говорит так, как будто
перед ним один-два человека. Многие считают, что они прекрасно подходят
для телевизионного экрана; исходя из всего того, о чем мы сказали,
причину понять нетрудно. Они любят общаться с людьми, очаровывать, иметь
власть над массами и потому убеждены, что окажутся хорошими дикторами и
даже превзойдут своих опытных коллег, если только им дадут возможность
попробовать.
В своей практике мне не раз приходилось сталкиваться с разными людьми,
которые приходят на телевидение в надежде получить там работу диктора.
Их предшествующий опыт, специальность, личные качества и отношение к
делу никак не подходят для телевидения Учителя, продавцы водители
автобусов, секретари, шахтеры, начальники станций, медсестры — все в
одинаковой степени проявляют энтузиазм. И только тот, кто уже работает
на телевидении, по-видимому, не согласится стать телевизионным диктором.
Правда, я знаю девушку, которая первой из женщин стала помощником
режиссера на Британском независимом телевидении, но впоследствии
оставила эту работу и преуспела в качестве диктора-журналиста.