На камере вспыхивает красный «глазок»: вам подается сигнал — и вы один
на один с несколькими миллионами телезрителей. Так начинается «живая»
передача. Для диктора-журналиста обстановка в студии остается той же
самой — независимо от того, предназначена ли программа для огромной
аудитории или для узкого круга. Вы видите только объектив камеры, а
иногда и дикторский текст.
Вы знаете, что рядом с камерой стоит помощник режиссера Он всегда готов
подать вам определенные знаки по указанию режиссера. В этой рабочей
обстановке вам надо четко представить — как бы увидеть— аудиторию,
находящуюся где-то за пределами студии.
Перед вашими глазами встает образ какого-то человека, слушающего с
предельным вниманием. Он улыбается вашим остротам, радуется вашей
находчивости, соглашается с вами. Он олицетворяет для вас
доброжелательную аудиторию, хотя на самом-то деле почти никогда не
существует.
Позднее, когда мы становимся опытнее, наше воображение создает и других
воображаемых зрителей, не очень-то льстящих нашему самолюбию, которые,
критически оценивая вашу работу, в конце концов тоже помогут вам.
Воображение — незаменимое качество диктора (как и всякого творческого
работника телевидения).
Энтузиазм
Среди многочисленных профессий есть такие, которые невозможны без
энтузиазма. Работа тележурналиста в кадре— одна из них. Энтузиазм
настолько необходим, что вряд ли можно представить себе теледиктора,
который его лишен. Холодно и вяло объявляя программу, читая текст реклам
или передавая новости, не сохранишь профессионального авторитета.
Зритель любит, чтобы диктор относился к работе с энтузиазмом. Однако
опытный тележурналист может и здесь хорошо притворяться. Иногда, когда
вы плохо себя чувствуете или у вас тяжело на душе, это вас выручает.
Во время работы над этой книгой я познакомился с одним молодым
журналистом, который только что пришел на телевидение. Он ведет передачи
новостей и дежурит на студии в общей сложности полдня в педелю. Я знаю
людей, которые отрабатывают два — три часа, получают деньги, а затем
исчезают до того дня, когда они понадобятся вновь. Но этот молодой
человек каждый вечер приходит в студию. Он использует всякую
возможность, чтобы учиться у опытных тележурналистов. Это и есть
подлинный энтузиазм.
Ранее мы говорили о том, что надо всегда сохранять хорошую форму. И
дикторскую работу нельзя выполнять равнодушно, если даже вы знаете, что
приобрели солидный опыт. Надо объективно и критически оценивать свою
работу, стиль и профессиональные приемы, сохраняя при этом прежнюю живую
заинтересованность.
Скромность диктора, основанная на вере в себя
Зазнайка может родиться в любой среде, но па телевидении он опасен.
Здесь он навязывает свое общество не ограниченному числу людей, а
миллионам. Многое способствует самоутверждению диктора: письма
поклонников, восторженные взгляды на улице, восхищение зрителей, когда
вы открываете праздничный концерт в парке. Без хорошо продуманной ясной
цели не устоишь против этих соблазнов и не оценишь их по достоинству. Не
считайте никогда, что вашу популярность по праву раздувают репортеры. Я
знавал дикторов-журналистов, которые попали в ловушку самолюбования С
ними, как правило, расставались.
Почти все действительно большие артисты свободны от спеси и высокомерия.
Человеческая простота — часть их величия. Мне несколько раз
представлялся случай интервьюировать звезд. Талантливые, как правило,
скромны. Им нужно только чтобы признали их мастерство. Лишь бесталанные
выскочки любят шумиху и саморекламу.
Подлинное доверие у зрителей возникает тогда, когда вы наделены
талантом, опытом и знаниями. Если вы действительно незаурядная личность,
совсем не нужно кричать об этом. Нам, дикторам, нет нужды добиваться
фальшивой известности. В конце концов, не будь электронной техники, всю
сложность которой даже трудно себе представить, мы бы просто не
существовали.
Умение диктора работать в коллективе
Изображение, которое появляется па экране,—конечный продукт
координированных усилий коллектива. Телевидение— единственная отрасль,
где много людей трудится над тем, что мгновенно исчезает. Обычно
промышленное предприятие, которое однажды успешно что-нибудь выпустило,
может воспроизводить это снова и снова. Изображение на телеэкране должно
воспроизводиться непрерывно. Нужна огромная затрата сил
высококвалифицированного штата техников и творческих работников, чтобы
выдержать постоянную нагрузку, диктуемую этим требованием.
Важно, чтобы каждый плен коллектива не только сотрудничал со своими
коллегами, но и знал, как это делать. Вы сами, вероятно,—более или менее
яркая индивидуальность. Вам не так-то легко приспособиться к коллективу.
Я часто вспоминаю дни работы на радио. Как репортеру хроники мне
приходилось ездить на места событий и брать интервью. Я всегда сам
работал со звукозаписывающими аппаратами. Возвращаясь на студию,
монтировал запись, писал вступительный текст и наконец представлял
материал в эфире. Сейчас я должен признать, что вспоминаю эти дни с
некоторой печалью. Такая же работа на телевидении связана с большим
количеством людей. Чтобы провести интервью на две-три минуты,
руководитель отдела или редактор посылает вместе с вами режиссера,
оператора, ассистента оператора, звукооператора и, возможно, электрика.
Иногда телевизионная группа, обслуживающая синхронную камеру, бывает и
значительно больше.
После успешной съемки ваше интервью отправляется в виде экспонированной
кинопленки в проявочную лабораторию, оттуда оно поступает к монтажеру,
который под наблюдением режиссера сокращает его до нужной длины и
выбрасывает все лишнее. Очевидно, его просмотрят с помощью проекционного
аппарата; а значит — л техник представляет собой звено в цепочке людей
от студии к передатчику. Технические работники — равноправные члены
бригады, ответственной за передачу в эфир вашего короткого, отснятого на
пленку интервью. Надежда на коллектив возлагается и при «живой»
передаче. После профессиональной обработки монтажером ваше интервью,
отснятое на пленку, возможно, станет даже лучше, чем оно было
первоначально; выступление же в студии проходит хорошо или проваливается
в зависимости от ваших профессиональных качеств. Но все же вы должны
полагаться и на чужой опыт, чтобы ваше выступление прошло получше или,
на худой конец, просто смотрелось.