Воображение диктора

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Воображение диктора

На камере вспыхивает красный «глазок»: вам подается сигнал — и вы один на один с несколькими миллионами телезрителей. Так начинается «живая» передача. Для диктора-журналиста обстановка в студии остается той же самой — независимо от того, предназначена ли программа для огромной аудитории или для узкого круга. Вы видите только объектив камеры, а иногда и дикторский текст.

Вы знаете, что рядом с камерой стоит помощник режиссера Он всегда готов подать вам определенные знаки по указанию режиссера. В этой рабочей обстановке вам надо четко представить — как бы увидеть— аудиторию, находящуюся где-то за пределами студии.

Перед вашими глазами встает образ какого-то человека, слушающего с предельным вниманием. Он улыбается вашим остротам, радуется вашей находчивости, соглашается с вами. Он олицетворяет для вас доброжелательную аудиторию, хотя на самом-то деле почти никогда не существует.

Позднее, когда мы становимся опытнее, наше воображение создает и других воображаемых зрителей, не очень-то льстящих нашему самолюбию, которые, критически оценивая вашу работу, в конце концов тоже помогут вам. Воображение — незаменимое качество диктора (как и всякого творческого работника телевидения).

 

 

 

 

Энтузиазм

Среди многочисленных профессий есть такие, которые невозможны без энтузиазма. Работа тележурналиста в кадре— одна из них. Энтузиазм настолько необходим, что вряд ли можно представить себе теледиктора, который его лишен. Холодно и вяло объявляя программу, читая текст реклам или передавая новости, не сохранишь профессионального авторитета.

Зритель любит, чтобы диктор относился к работе с энтузиазмом. Однако опытный тележурналист может и здесь хорошо притворяться. Иногда, когда вы плохо себя чувствуете или у вас тяжело на душе, это вас выручает.

Во время работы над этой книгой я познакомился с одним молодым журналистом, который только что пришел на телевидение. Он ведет передачи новостей и дежурит на студии в общей сложности полдня в педелю. Я знаю людей, которые отрабатывают два — три часа, получают деньги, а затем исчезают до того дня, когда они понадобятся вновь. Но этот молодой человек каждый вечер приходит в студию. Он использует всякую возможность, чтобы учиться у опытных тележурналистов. Это и есть подлинный энтузиазм.

Ранее мы говорили о том, что надо всегда сохранять хорошую форму. И дикторскую работу нельзя выполнять равнодушно, если даже вы знаете, что приобрели солидный опыт. Надо объективно и критически оценивать свою работу, стиль и профессиональные приемы, сохраняя при этом прежнюю живую заинтересованность.
 

 

 

Скромность диктора, основанная на вере в себя

Зазнайка может родиться в любой среде, но па телевидении он опасен. Здесь он навязывает свое общество не ограниченному числу людей, а миллионам. Многое способствует самоутверждению диктора: письма поклонников, восторженные взгляды на улице, восхищение зрителей, когда вы открываете праздничный концерт в парке. Без хорошо продуманной ясной цели не устоишь против этих соблазнов и не оценишь их по достоинству. Не считайте никогда, что вашу популярность по праву раздувают репортеры. Я знавал дикторов-журналистов, которые попали в ловушку самолюбования С ними, как правило, расставались.

Почти все действительно большие артисты свободны от спеси и высокомерия. Человеческая простота — часть их величия. Мне несколько раз представлялся случай интервьюировать звезд. Талантливые, как правило, скромны. Им нужно только чтобы признали их мастерство. Лишь бесталанные выскочки любят шумиху и саморекламу.

Подлинное доверие у зрителей возникает тогда, когда вы наделены талантом, опытом и знаниями. Если вы действительно незаурядная личность, совсем не нужно кричать об этом. Нам, дикторам, нет нужды добиваться фальшивой известности. В конце концов, не будь электронной техники, всю сложность которой даже трудно себе представить, мы бы просто не существовали.
 

 

Умение диктора  работать в коллективе

Изображение, которое появляется па экране,—конечный продукт координированных усилий коллектива. Телевидение— единственная отрасль, где много людей трудится над тем, что мгновенно исчезает. Обычно промышленное предприятие, которое однажды успешно что-нибудь выпустило, может воспроизводить это снова и снова. Изображение на телеэкране должно воспроизводиться непрерывно. Нужна огромная затрата сил высококвалифицированного штата техников и творческих работников, чтобы выдержать постоянную нагрузку, диктуемую этим требованием.

Важно, чтобы каждый плен коллектива не только сотрудничал со своими коллегами, но и знал, как это делать. Вы сами, вероятно,—более или менее яркая индивидуальность. Вам не так-то легко приспособиться к коллективу. Я часто вспоминаю дни работы на радио. Как репортеру хроники мне приходилось ездить на места событий и брать интервью. Я всегда сам работал со звукозаписывающими аппаратами. Возвращаясь на студию, монтировал запись, писал вступительный текст и наконец представлял материал в эфире. Сейчас я должен признать, что вспоминаю эти дни с некоторой печалью. Такая же работа на телевидении связана с большим количеством людей. Чтобы провести интервью на две-три минуты, руководитель отдела или редактор посылает вместе с вами режиссера, оператора, ассистента оператора, звукооператора и, возможно, электрика. Иногда телевизионная группа, обслуживающая синхронную камеру, бывает и значительно больше.

После успешной съемки ваше интервью отправляется в виде экспонированной кинопленки в проявочную лабораторию, оттуда оно поступает к монтажеру, который под наблюдением режиссера  сокращает его до нужной длины и выбрасывает все лишнее. Очевидно, его просмотрят с помощью проекционного аппарата; а значит — л техник представляет собой звено в цепочке людей от студии к передатчику. Технические работники — равноправные члены бригады, ответственной за передачу в эфир вашего короткого, отснятого на пленку интервью. Надежда на коллектив возлагается и при «живой» передаче. После профессиональной обработки монтажером ваше интервью, отснятое на пленку, возможно, станет даже лучше, чем оно было первоначально; выступление же в студии проходит хорошо или проваливается в зависимости от ваших профессиональных качеств. Но все же вы должны полагаться и на чужой опыт, чтобы ваше выступление прошло получше или, на худой конец, просто смотрелось.