ШЕСТАЯ СОВЕТСКАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (1960—1962)

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

Глава 40 ШЕСТАЯ СОВЕТСКАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (1960—1962)

 



В шестой рейс дизель-электроход «Обь» вышел из Ленинграда 5 ноября 1960 года. Капитаном был назначен Н. М. Свиридов, который во время пяти предыдущих рейсов в Антарктику-был старшим помощником капитана. В этот рейс доставка людей и грузов в Антарктиду осуществлялась одним кораблем. На борту «Оби» кроме экипажа находилось 135 человек зимовочного состава Шестой экспедиции во главе с В. М. Дриацким, сезонный геологический отряд под руководством профессора М. Г. Ра-вича и отряд для океанографических работ из восьми человек под руководством В. Г. Леденева.

От Африки до станции Лазарев был выполнен стандартный гидрологический разрез по 20-му восточному меридиану, состоящий из семи глубоководных станций.

5 декабря на 51° 24f южной широты был встречен первый айсберг. 7 декабря вошли в плавучий лед, в котором продолжали движение до прибрежного припая.

12 декабря 1960 года подошли к припаю севернее станции Лазарев.

Станция Новолазаревская

Существование станции Лазарев на краю шельфового ледника с самого начала вызывало беспокойство. Оно усугубилось после того, как измерениями глубин дна моря в заливах шельфового ледника Лазарев было установлено, что ледник под станцией находится на плаву и здесь простирается глубоководный желоб с глубинами более 700 метров. Зимовщики станции Лазарев сообщали, что шельфовый ледник вместе со станцией испытывает вертикальные колебания под влиянием приливо-отливных волн и океанской зыби. Вероятно, какие-то места шельфового ледника лежали на банках или островах, но та или иная часть ледника могла отколоться и уплыть. Когда это может произойти, никто предсказать не мог.

В памяти полярных исследователей были факты грандиозных отколов части шельфовых ледников в разных частях побережья Антарктиды. Совсем недавно откололась огромная часть ледника Росса, когда исчезла Китовая бухта. В 1959 году было обнаружено исчезновение ледника Ньюнес южнее станции Халлет.

Поэтому перед Шестой экспедицией поставили задачу — перенести станцию Лазарев на новое, безопасное место. По сути дела предстояла операция по созданию новой станции, ибо стан-

ция Лазарев была занесена снегом, вмерзла в лед; откапывать и разбирать строения не имело смысла.

Еще Пятой экспедиции было поручено подыскать место для новой станции по возможности на выходах коренных пород. Однако берега Земли Королевы Мод на большом протяжении окаймляли шельфовые ледники, и выходы коренных пород находились лишь вдали от ледяного берега.

Наиболее близким от моря местом выхода коренных пород был оазис Ширмахера, отделенный от моря шельфовым ледником. Он очень напоминает другие оазисы Антарктиды — Бангера, Вестфолл. Поверхность его складывается из сглаженных сопок и корытообразных ложбин, сформированных в результате воздействия ледника, перетекавшего в прошлом через оазис. Понижения между сопками заполнены озерами протяженностью от 100 метров до 1 километра. В оазисе Ширмахера и было решено строить станцию.

Вслед за прибытием «Оби» на рейд станции Лазарев группа гляциологов на двух вездеходах проложила от барьера к оазису Ширмахера дорогу протяженностью 80 километров. Вслед за ними по этой дороге пошли тягачи с строительными материалами и оборудованием для новой станции.

Тем временем шла интенсивная выгрузка снаряжения с борта «Оби», которое тракторами по припаю доставлялось на барьер шельфового ледника. 20 декабря 1960 года выгрузка закончилась, и «Обь» ушла в Мирный. Для переброски грузов к месту строительства новой станции здесь временно была оставлена большая группа состава Шестой экспедиции. Геологи и летчики Еели в этот сезон интенсивную геологическую съемку гор Земли Королевы Мод.

На скалах оазиса Ширмахера были построены три жилых дома, электростанция, аэрологический, гляциологический, актинометрический павильоны и три павильона для геомагнитных наблюдений, оборудована метеорологическая площадка с мачтой для градиентных наблюдений. Были также построены необходимые подсобные помещения. Так советские ученые создали в Антарктиде еще одну первоклассную научную обсерваторию.

18 февраля 1961 года состоялось открытие станции. Она полу» чила название «Новолазаревская».

Первым начальником станции Новолазаревская стал опытный советский полярник В. И. Гербович. Он руководил строительством станции и остался на ней работать в 1961 году вместе с 12 полярниками.

Шестой рейс дизель-электрохода «Обь»

За девять дней пребывания «Оби» на рейде станции Лазарев (12—20 декабря 1960 года) гидрологи вели наблюдения за толщиной и состоянием припая на трассе от корабля до берега

длиной 22 километра, по которой тракторы перевозили груз. Одновременно с припая в Ленинградском заливе шельфового ледника Лазарев было выполнено семь глубоководных гидрологических станций; в двух точках были установлены самописцы течений.

При выходе из Ленинградского залива 20 декабря 1960 года на пути «Оби», северо-восточнее ледника Лазарев, встретились сплоченные льды. Судно пробивалось через эти льды к северу и на следующий день на 60° южной широты вышло на чистую воду и далее по чистой воде пошло на восток.

Советских исследователей интересовала Земля Эндерби, расположенная примерно посередине между Мирным и станцией Лазарев. На полуострове неподалеку от Южного полярного круга видны обнаженные вершины горных цепей. Лишь отдельные горы вблизи берега эпизодически, на короткий срок, посещались норвежцами, австралийцами, японцами. Гидрографы во время второго рейса «Лены» в начале 1957 года произвели съемку береговой черты и положили ее на карту.

К югу от Земли Эндерби до самого Полюса недоступности находится наименее изученный район континента. Советские исследователи в ближайшие годы планировали заняться более тщательным изучением этого района.

Участникам Шестой экспедиции было поручено по пути обследовать подходы к Земле Эндерби и выяснить условия создания здесь исследовательской базы.

27 декабря в 30 милях от полуострова Вернадского (66° 30' южной широты, 50° 40х восточной долготы), заснятого советскими исследователями в 1957 году, на пути «Оби» к берегу встретился сплоченный лед, закрывающий подходы к заливу Амундсена. Пытались пробиться через этот лед, но он оказался прочным. Решено было подойти сюда позже. А пока «Обь» направилась снова на восток — к Мирному.

1 января 1961 года дизель-электроход подошел к кромке припая против Мирного.

Припай в это холодное антарктическое лето был прочным и более широким, чем в предыдущие годы; его северная кромка располагалась в 25—28 километрах от Мирного. Только 21 января «Обь» пробила канал в припайном льду и встала под разгрузку у последней приливной трещины, в двух километрах от берега.

31 января разгрузка корабля была закончена, и, затратив два дня на обратный выход своим же каналом, «Обь» направилась снова на запад к станции Лазарев с попутными океанографическими работами. На борт «Оби» в Мирном была взята группа людей из состава сменившейся Пятой экспедиции, в том числе начальник Пятой экспедиции Е. С. Короткевич. Из Мирного был также принят на борт легкий самолет АН-6. Корабль
шел по возможности ближе к берегу, обходя к северу сплоченные массивы плавучих льдов. С борта выполнялись глубоководные станции. Был выполнен гидрологический разрез через южную часть залива Прюдс, от Западного шельфового ледника до ледника Эймери. Заливы Амундсена, Лены и Алашеева, расположенные у западных берегов Земли Эндерби, были скованы припайным льдом. На самолете АН-6 были выполнены два исследовательских полета над берегом. Сделаны промеры глубин, собраны пробы грунта дна и произведены глубоководные гидрологические исследования вблизи кромки припая у входа в эти заливы. Работы в этом районе продолжались до 19 февраля.

24 февраля судно пришло на рейд станции Лазарев. У ледника Лазарев, где в конце декабря был сплоченный лед, теперь остались лишь отдельные льдины.

По мере строительства Новолазаревской шел демонтаж научного оборудования на станции Лазарев. 26 февраля 1961 года станция Лазарев была законсервирована, люди перешли на борт «Оби». В дальнейшем, если станцию не унесет вместе с отколовшейся частью шельфового ледника, она может служить базой для сезонных работ. Здесь в исправном состоянии оставлены электростанция и радиостанция, горючее, продовольствие, одежда.

На борт «Оби» перешли геологи, летчики, обеспечивавшие переброску геологов в горы, а также все, кто оставались на строительстве станции Новолазаревская. 28 февраля корабль снова направился к Мирному. На сей раз лед в заливах Земли Эндерби был взломан. Удалось выполнить гидрологические станции и обследовать глубины в заливе Алашеева, на берегах которого нашли участки, свободные от льда и снега.

12 марта судно прибыло на рейд Мирного. На следующий день, взяв на борт весь состав Пятой экспедиции, оно прошло сначала к леднику Шеклтона, выполнив здесь у его западных берегов несколько гидрологических станций, и затем взяло прямой курс на Кейптаун и далее домой — в Ленинград.

В общей сложности у шельфовых ледников Антарктиды с припая и борта «Оби» между ледником Лазарев и Шеклтона было выполнено 97 глубоководных гидрологических станций.

Зимовка Шестой экспедиции

В январе 1960 года из Мирного вышел поезд из двух тягачей для доставки горючего на станцию Комсомольскую. Дело в том, что будущей весной предполагалось продолжить точное определение высот ледникового купола, выполненное в Четвертой экспедиции от Мирного до Комсомольской. Тогда на станции Комсомольской были оставлены два вездехода «Пингвин», оборудованных для геодезической нивелировки. 11 марта 1961 года станция Комсомольская, обычно работающая в летний сезон, была

законсервирована, и поезд вышел обратно в Мирный, куда прибыл 25 апреля.

На станции Восток зимовала четвертая смена ученых под руководством Л. Н. Жигалова. Зимовка протекала благополучно.

В 1961 году в Мирном в составе Пятой экспедиции зимовали три ученых из ГДР: геофизик-ионосферист П. Глёде, метеоролог С. Клемм, гидрометеоролог О. Шульце и молодой ученый из США геофизик С. Гилмор.

С наступлением весны из Мирного 13 сентября 1961 года вышел поезд для доставки горючего на Комсомольскую. Он пришел туда 16 октября, когда температура воздуха еще часто опускалась до минус 60°. Станция Комсомольская была расконсервирована, вблизи нее укатана взлетно-посадочная полоса, на которую 27 октября садился самолет ИЛ-12 на лыжах под управлением летчика Б. А. Минькова. Он доставил сюда из Мирного группу геодезистов.

Измерения высот по треугольнику Комсомольская — Советская — Восток — Комсомольская

 

 

13 ноября 1961 года геодезический поезд под руководством Г. Е. Лазарева вышел с Комсомольской в направлении к Советской. В составе поезда были два вездехода «Пингвин» и один тягач. На вездеходах еще в 1959 году было установлено геодезическое оборудование. На крыше кузова поставили специальные складывающиеся дальномерные рейки и штатив для оптического теодолита. Вездеходы передвигались с пункта на пункт поочередно, на расстояние взаимной видимости. При помощи теодолита по рейкам определялись горизонтальные и вертикальные углы, по которым потом можно было вычислить точное расстояние между машинами и разность высот между ними. После окончания всех измерений задняя машина объезжала переднюю, уходила вперед на расстояние видимости, и измерения повторялись снова. И так примерно каждые пять километров пути. Одновременно производились регулярные наблюдения над силой тяжести, магнитными составляющими, над температурой воздуха, силой ветра и давлением. Отсчеты по точнейшим приборам выполнялись в основном на открытом воздухе. А температура воздуха здесь даже летом около 40° мороза.

4 декабря геодезический поезд прибыл на станцию Советская. Она была законсервирована в начале 1959 года — в конце работы Третьей экспедиции.

Участники геодезического похода сообщили по радио, что здания станции занесены снегом до половины. Радиостанция, электростанция, все внутреннее оборудование в домиках были в исправном состоянии. Продовольствие и имущество в полной сохранности. Вблизи станции стояли 48 снегомерных реек. Отсчеты по ним показали, что за три года среднее накопление снега
составило 60 сантиметров. Укатанная три года назад взлетно-посадочная полоса была покрыта рыхлым снегом. Бочки, обозначающие эту полосу, были на три четверти в снегу.

На станции участники похода произвели серию двухсуточных магнитных наблюдений. Врач Н. Р. Деряпа, участвовавший в походе, произвел тщательное медицинское обследование участников похода. Все были здоровы.

6 декабря геодезический поезд начал движение по второй стороне гигантского треугольника: Советская — Восток. По этому маршруту еще никто не ходил.

Тем временем поезд под руководством начальника транспортного отряда А. Н. Лебедева совершил поход с Комсомольской на Восток, куда прибыл 14 декабря. Поездом было доставлено около 25 тонн горючего. В геодезическом поезде при подходе к станции Восток мотор у одного из «Пингвинов» вышел из строя. А. Н. Лебедев выехал со станции Восток на одном тягаче, взял «Пингвин» на буксир и 21 декабря вместе с геодезическим поездом прибыл на станцию Восток.

Поход по третьей стороне треугольника геодезический поезд начал со станции Восток 26 декабря 1961 года и завершил его

11 января 1962 года на станции Комсомольская. Отсюда личный состав поезда был самолетом вывезен в Мирный.



Опытный полет СССР — Антарктида на тяжелых самолетах
 

15 декабря 1961 года с аэродрома Шереметьево под Москвой стартовали два турбовинтовых самолета ИЛ-18 и АН-10.

Воздушные корабли повели летчики полярной авиации, уже побывавшие в Антарктиде. Командир самолета ИЛ-18 А. С. Поляков находился в составе Второй экспедиции летом 1957 года, когда с дизель-электрохода «Лена» выполнялась съемка берегов Восточной Антарктиды.

Командир самолета АН-10 Б. С. Осипов был начальником авиаотряда Четвертой антарктической экспедиции.

Зимовщики Мирного, получив известие о перелете, начали расчищать на леднике вблизи станции взлетно-посадочную полосу. Уже 7 декабря полоса была почти готова. Но погода Антарктиды изменчива. 8 декабря над Мирным разразилась сильная метель, скорость ветра доходила до 45 метров в секунду. Полосу замело, и через несколько дней работу по расчистке пришлось начинать сначала.

Одновременно летчик Б. А. Миньков летал на самолете из Мирного в район оазиса Бангера, где на ледниковом куполе за оазисом была расчищена запасная полоса для тяжелых машин.

На борту самолетов, летевших из Москвы, находились научные сотрудники Института Арктики и Антарктики. Они производили во время перелета аэрометеорологические наблюдения.
 

Руководили перелетом начальник управления полярной авиации Гражданского воздушного флота М. И. Шевелев и начальник Главсевморпути Министерства морского флота

А. А. Афанасьев.

Путь самолетов пролегал через четыре континента — Европу, Азию, Австралию и Антарктиду.

Из Новой Зеландии с аэродрома Крейсчерч советские самолеты перелетели на американскую антарктическую базу Мак-Мёрдо по маршруту перелетов американских самолетов.

В Мак-Мёрдо для работы в составе американской экспедиции в 1962 году на самолете ИЛ-18 прибыл советский ученый-синоптик П. Д. Астапенко. Он второй раз будет работать в Антарктиде с американцами.

25 декабря 1961 года в Мирном приземлился самолет АН-10, а через два дня прилетел ИЛ-18. Путь из Москвы в Антарктиду протяженностью свыше 25 тысяч километров самолет ИЛ-18 пролетел за 44 часа 36 минут, АН-10 — за 48 часов 27 минут.

Этим перелетом проложен воздушный мост из Советского Союза в Антарктиду. В начале февраля 1962 года самолеты вернулись обратно в Москву.

Сколько людей зимовало в Антарктиде в 1961 году

Одновременно с советскими полярниками на антарктическом континенте зимовали в 1961 году полярники еще девяти стран. Наблюдения по аэрометеорологии и геофизике ведутся по согласованной программе, что позволяет, обмениваясь материалами наблюдений, изучать природу всей южнополярной области. Традиции международного научного сотрудничества, возникшие в период Международного геофизического года, живут и развиваются.

В 1961 году на антарктических базах десяти стран зимовало:

 

 

 

Страна

Число баз

Количество

человек

Англия

8

90

Аргентина

7

100

Австралия

3

70

Новая Зеландия

1

13

Объединенная зимовка Новой Зеландии и США

1

18

СССР

3

112

США

3

184

Франция

1

17

Южно-Африканская Республика

1

10

Чили

4

31

Япония

1

16

Всего на континенте I

33 1

661

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..