СЕДЬМАЯ СОВЕТСКАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

Глава 41 СЕДЬМАЯ СОВЕТСКАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

 



14 ноября 1961 года из ленинградского порта к берегам Антарктиды вышел в седьмой рейс дизель-электроход «Обь». Капитаном «Оби» был Н. М. Свиридов. На борту «Оби» находились 38 человек Седьмой советской экспедиции во главе с

A. Г. Дралкиным, бывшим начальником Четвертой экспедиции.

Через две недели, 29 ноября 1961 года, ленинградцы проводили второй корабль экспедиции — теплоход «Кооперацию». Капитаном «Кооперации^ был В. В. Белошистый. В каютах судна разместились остальные 83 участника Седьмой экспедиции. В их числе были четыре геофизика из Чехословакии: А. Мркос, уже зимовавший в Антарктиде в составе Третьей экспедиции, П. Халоупка, Я. Петровский, А. Кочи и три специалиста из ГДР: геодезист Г. Дитрих, геолог Г. Шварц, метеоролог И. Эн-глянд.

От Африки «Обь» направилась прямо на юг. 18 декабря на 63° южной широты корабль вошел во льды, а 22 декабря подошел к припаю против станции Лазарев. После обследования припая и выбора по ней трассы участники экспедиции начали выгрузку на ледяной барьер. К этому времени из Новолазаревской прибыл наземный поезд во главе с начальником старой смены станции В. И. Гербовичем.

29 декабря на барьер было выгружено 800 тонн снаряжения, продовольствия, строительных материалов и горючего. На берег сошла новая смена станции Новолазаревской во главе с

B. М. Рогачевым. Старая и новая смены вместе отправились на тягачах к Новолазаревской. Им предстояло перевезти на тракторах и тягачах груз к станции, на расстояние 80 километров, и построить ряд новых сооружений.

Дизель-электроход «Обь» 30 декабря 1961 года пошел на запад к Земле Эндерби. 7 января 1962 года, пробившись через сплоченный плавучий лед, корабль подошел к припаю в заливе Алашеева, где год назад группа географов под руководством начальника Пятой экспедиции Е. С. Короткевича провела беглый осмотр берегов залива, подыскивая место для постройки новой исследовательской базы. От кромки припая до берега на этот раз было более 60 километров; лед был прочный. Чтобы пробиться через такой лед, необходимо было затратить много дней. А корабль спешил в Мирный, где быстро разрушался припай. С борта «Оби» летчики сняли легкий самолет АН-6, на котором на берег были доставлены сначала группа геологов под руководством Л. В. Климова, а затем океанографы и гидрограо^ы под руководством В. А. Шамонтьева. При помощи самолета ЛИ-2, при-

летевшего из Мирного, было выгружено 125 тонн снаряжения, горючего и продовольствия. Здесь был создан полевой лагерь. Геологи приступили к геологической съемке окрестностей залива, океанографы и гидрографы занялись детальным промером глубин с неподвижного льда в прибрежной зоне и изучением колебаний уровня моря. 12 января 1962 года «Обь» снялась с ледо-вых якорей и стала пробиваться на север к чистой воде. Лишь 16 января она вышла на чистую воду и 22 января встала на рейд Мирного. К этому времени сюда же подошел теплоход «Кооперация». Припайный лед был сильно разрушен, толщина местами достигала лишь 70 сантиметров. При обследовании припая провалились сквозь лед и утонули вездеход и трактор. «Обь» легко проложила путь через припай и подошла близко к берегу. Выгрузка производилась на снежник вблизи мыса Мабус, где установлен гранитный памятник И. Хмаре. В начале февраля выгрузка была закончена. «Кооперация» повезла состав Шестой экспедиции в Советский Союз.

В январе 1962 года законсервировали до будущего года внутриконтинентальную станцию Восток. Было решено создать новую станцию на Земле Эндерби, в районе залива Алашеева. Туда и направился дизель-электроход «Обь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..