РАБОТЫ АМЕРИКАНЦЕВ В АНТАРКТИДЕ ПОСЛЕ МГГ (1958—1959) Операция Дипфриз IV

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Глава 35 РАБОТЫ АМЕРИКАНЦЕВ В АНТАРКТИДЕ ПОСЛЕ МГГ (1958—1959) Операция Дипфриз IV



Доставка грузов на полюс и на станцию Берд осуществлялась тяжелыми самолетами «Глобмастер». На Южный полюс нужно было сбросить 451 тонну, на Берд — 522 тонны. Операции по сбросу начались в октябре 1958 года. Однажды, когда самолеты были в воздухе, на Мак-Мёрдо разразилась пурга. Самолеты благополучно приземлились на запасной полосе у станции Халлет.

Через несколько дней после этой пурги «Глобмастер», перелетавший из Новой Зеландии в Антарктиду, разбился, врезавшись в склон горы при подлете к станции Халлет. Шесть человек погибло.

На спасение было послано пять самолетов, два вездехода и вертолет. Вертолету через сутки удалось спасти семерых человек, оставшихся в живых.

12 октября 1958 года на станцию Берд прибыл из Литл-Америки санно-тракторный поезд — пятый с момента создания станции. Он доставил 230 тонн груза.

В связи с ликвидацией Литл-Америки командование операциями по снабжению внутриконтинентальных станций решило создать временную промежуточную базу между Литл-Америкой и станцией Берд. Сюда был завезен домик с радиостанцией и установка для добывания водорода. В этом пункте, названном станцией Рокфорд, летом, в период полетов между базой Мак-Мёрдо и Берд, должны были производиться наблюдения за погодой и выпускаться шары-зонды для определения ветра на высотах.
К 13 ноября 1958 года все воздушные операции по снабжению внутриконтинентальных станций были закончены, и самолеты вернулись в Новую Зеландию.

Джордж Дюфек руководил операциями в последний раз. Он ушел в отставку. Вместо него был назначен контр-адмирал Дейвид М. Тайри.

31 декабря 1958 года закончился Международный геофизический год. Но с этой датой не прекратились усилия ученых по изучению природных явлений. Международный геофизический год (МГГ) перешел в Международное геофизическое сотрудничество (МГС).

Сотрудничество, дружба, взаимная помощь, обмен научными материалами, обмен учеными между экспедициями разных стран, возникшие в период МГГ в Антарктиде, продолжали развиваться. В результате дружного штурма разрешались многие загадки ледяного континента. Они сменились достоверными фактами, научными теориями, получили объяснение и поставлены на свое место в цепи связей процессов, происходящих в природе.

Эти годы вписали много новых имен в книгу истории исследования Антарктики.

В период Международного геофизического года ушли из жизни ветераны, чьи имена чтут все исследователи Антарктики: Ричард Берд, Дуглас Моусон, Хуберт Уилкинс. Они активно участвовали в подготовке Международного геофизического года и в экспедициях, помогали советами.

Сокращение стационарных наблюдений

 

 

После окончания МГГ американцы в значительной мере решили сократить объем стационарных наблюдений. Была закрыта Литл-Америка; станция Элсуэрт передана аргентинцам, а станция Уилкс — австралийцам. Объем наблюдений на станциях Амундсен-Скотт и Берд остался примерно таким же.

Станция Мак-Мёрдо по-прежнему являлась базой, с которой военная авиация в весенний сезон производила снабжение внутриконтинентальных станций. Военные же обеспечивают здесь службу погоды и аэрометеорологические наблюдения.

На американские станции значительная часть специалистов прибывает лишь на летний антарктический сезон. В планах американских специалистов произошел сдвиг от геофизических исследований в сторону геологии, биологии рыб, птиц и тюленей. Особое внимание стало уделяться изучению физиологии и психологии человека в антарктических условиях. Для биологических исследований в Мак-Мёрдо создана специальная биологическая научно-исследовательская лаборатория.

В морской группе операции Дипфриз IV участвовало девять кораблей. В конце 1958 года первым вышел в море Росса ле-

 

докол «Глетчер», затем ледокол «Стейтен Айленд» и наконец транспорт «Уэйандот» и танкер «Неспелей» в сопровождении ледокола «Нортуинд».

В начале 1959 года весь персонал со станции Литл-Америка был эвакуирован. Ледокол «Эдисто» снял американский персонал со станции Элсуэрт. Сюда 3 января 1959 года прибыл аргентинский ледокол «Сан-Мартин». Состоялась церемония передачи станции аргентинцам.

Ледокол «Бертон Айленд» в январе 1959 года снял персонал станции Уилкс. Новая смена австралийцев была доставлена на станцию Уилкс на борту «Магга Дан».

Продолжение исследований мощности ледника

 

 

Во время похода со станции Элсуэрт в прошлом антарктическом летнем сезоне было установлено, что шельфовый ледник Фильхнера простирается к югу от моря Уэдделла на расстояние до 500 километров. По предварительным данным, площадь ледника Фильхнера равна примерно 330 тысячам квадратных километров, в то время как ледника Росса — 540 тысячам квадратных километров.

30 октября 1958 года со станции Элсуэрт отправился в путь исследовательский отряд с намерением пересечь ледник Фильхнера и дойти до станции Берд. Возглавил этот поход Джон Пир-рит — шотландский гляциолог, поступивший на службу к американцам.

В пути через каждые 50 километров выполнялись сейсмические измерения толщины льда и другие попутные наблюдения. Поезд пересек большой ледяной остров, открытый в прошлом походе, и глубокий желоб, простирающийся под шельфовым ледником. Основной целью похода было уточнить простирание этого желоба. Дело в том, что после обнаружения в прошлом сезоне больших глубин под шельфовым ледником Росса и открытия желоба под шельфовым ледником Фильхнера снова возродилась идея о соединении морей Росса и Уэдделла.

По линии маршрута похода граница шельфового ледника была обнаружена вблизи 83° южной широты и 74° западной долготы. В этом месте коренное ложе круто поднимается до 1200 метров выше уровня и опускается на 1200 метров ниже уровня моря. Отдельные вершины значительно выступают над поверхностью ледника и достигают 2000—2500 метров над уровнем моря, в то время как высота поверхности ледника в этом районе колеблется от 1400 до 2200 метров над уровнем моря.

Участники похода утверждают, что этот горный район простирается с востока на запад по крайней мере на 130 километров.

Между открытыми горами и станцией Берд подстилающие лед коренные породы повсюду лежат ниже уровня моря. Рельеф

 

подледной поверхности весьма неровный. Наибольшая мощность льда была обнаружена примерно в 120 километрах восточнее станции Берд, где коренные породы лежат ниже уровня моря на 1900 метров.

7 января 1959 года партия Пиррита прибыла на станцию Берд.

В этот же сезон Пиррит возглавил поход на трех вездеходах со станции Берд к северу для обследования горного хребта Эк-зекьютив Коммитти (Исполнительного Комитета). Поезд вышел

14 февраля и вернулся на станцию через три недели — 6 марта.

Горы Экзекьютив Коммитти были открыты с самолета американской экспедицией 1939—1940 года; недалеко от этих гор американцы пролетали в 1947 году в период экспедиции Хайджамп. Тогда летчики сообщили, что здесь находится самый высокий пик в Антарктиде, высотой в 6000 метров.

Отряд Пиррита определил точное положение этих гор. Хребет простирается примерно на 110 километров с севера на юг и лежит между 76° 20' и 77° 20/ южной широты. Никакого гигантского пика здесь не оказалось. Горы в значительной своей части покрыты снегом и ледниками. Отдельные пики имеют высоту не более 4000 метров над уровнем моря.

На поверхности снега в радиусе 8—10 километров были найдены куски горных пород. Создавалось впечатление, будто обломки этих пород разбросаны в результате вулканического извержения. Детальное обследование гор не говорило о признаках современной вулканической деятельности. Этот факт пока не объяснен.

Джон Пиррит остался научным руководителем станции Берд на вторую зиму, а весной он возглавил поход, продолживший маршрут к северу от этой станции. Отряд вышел в путь 5 ноября 1959 года. Были детально обследованы горы Экзекьютис Коммитти. От этого.горного хребта шесть человек на двух вездеходах прошли до берега моря Амундсена. Здесь, как сообщается в кратком отчете, они были награждены видом ясного неба и открытой воды насколько мог охватить взор. Поход Пиррита поддерживался с воздуха. Самолет доставлял поезду со станции Берд горючее для вездеходов.

8 февраля 1960 года отряд вернулся на станцию Берд, а через два дня участники похода были доставлены самолетом «Скай-трейн» в Мак-Мёрдо для дальнейшего следования на корабле домой.

Проблема подледного трансантарктического желоба решалась еще двумя партиями.

В конце 1958 года на самолетах был выполнен сейсмический разрез вдоль 130-го западного меридиана между горами Экзекьютив Коммитти и Гарольда Берда. На всем профиле, за исключением участков, прилегающих к горным хребтам, коренные
породы залегают ниже уровня моря, а лед имеет толщину от 1500 до 2000 метров. Этот разрез показал, что коренные породы лежат значительно ниже уровня моря и что как будто подтверждает предположение о существовании канала, продолжающегося со стороны моря Росса. Этот канал заполнен континентальным льдом.

В 1958—1959 году был предпринят поход на трех вездеходах со станции Берд к югу. Поход возглавил сейсмолог Чарлз Бентли. Маршрут проходил по треугольнику, в направлении против часовой стрелки: станция Берд — горы Хорлик — вдоль гор Хорлик на восток до 92-го западного меридиана — станция Берд.

Поход начался 1 ноября 1958 года и закончился 20 января

1959 года. Определения мощности ледника показали, что к югу от станции Берд коренные породы залегают значительно ниже уровня моря, но по мере подхода к горам Хорлик они поднимаются и возвышаются в виде пиков над поверхностью ледника. Есть основания полагать, что горы Хорлик и Сентинел соединяются подледным хребтом, лежащим выше уровня моря.

Обобщая результаты американских походов, выполненных в период МГГ в Западной Антарктиде, исследователи пришли к отрицанию существования подледного желоба между морями Росса и Уэдделла. Вместе с тем получены вполне определенные данные о том, что между морями Росса и Беллинсгаузена через всю центральную часть Земли Мэри Берд простирается широкий, заполненный льдом желоб, в котором поверхность коренных пород лежит ниже уровня моря. Если снять весь лед, то непрерывный широкий водный канал соединил бы море Росса с морем Беллинсгаузена.

Американские гляциологи на основе рельефа поверхности ледника и коренного ложа Земли Мэри Берд делают вывод

о том, что ледяной покров Западной Антарктиды берет свое начало от двух отдельных ледяных куполов, образовавшихся в двух гористых районах: один в районе горного хребта Экзекью-тив Коммитти, а другой между горами Хорлик и Сентинел. По мере расширения этих куполов они соединились, вытеснив воду, заполнявшую между ними широкий пролив. Возможно, что первоначально ледниковые купола соединял находящийся на плаву шельфовый ледник, который затем превратился в современный ледяной покров, покоящийся на коренном ложе.

Можно ли окончательно утверждать, что между морями Росса и Уэдделла подледный желоб отсутствует? Ясно лишь, что отсутствует широкий желоб, так как промеры мощности ледника выполнялись через 50—100 километров.

На основе исследований делается еще одно предположение, говорящее не в пользу существования такого желоба. Складчатые горы Сентинел, Хорлик и Королевы Мод являются продол-

жением складчатых гор Земли Грейама. И остается еще слабая надежда, что глубокая ложбина под ледником Фильхнера и желоб, обнаруженный под западными и южными границами шельфового ледника Фильхнера, могут быть соединены узким желобом, разрывающим складчатые горы и антарктический горст Земли Виктории. Но это сумеют решить только детальные промеры толщины льда в крайних южных районах.

Интересно отметить, что партия Бентли в декабре 1958 года несколько дней посвятила геологическому обследованию гор Хор-лик и нашла здесь окаменелые деревья, ископаемые листья, морские раковины и пласты каменного угля.

Альберт Крери после второй зимовки в Литл-Америке отправился 15 октября 1958 года в весенний поход на запад. Отряд на трех вездеходах «Сноу-Кэт» сначала пошел по шельфовому леднику Росса, параллельно его барьеру, до бухты Скелтон, в районе пролива Мак-Мёрдо. Промерами подтверждено, что в западной части шельфового ледника Росса при подходе к горам имеется глубоководный желоб с глубинами более 1000 метров. Затем поезд поднялся по леднику Скелтон на высокогорное плато и прошел на запад вдоль 78-й параллели до 131-го восточного меридиана.

Высоты снежной поверхности от вершины ледника Скелтон сначала уменьшаются примерно на 150 метров, затем постепенно увеличиваются и в конечной точке достигают 2850 метров над уровнем моря. Средняя толщина льда на разрезе около 2300 метров. Поверхность коренного ложа лежит на высоте, близкой к уровню океана.

В 1959—1960 году американские исследователи совершили большой поход по Земле Виктории до Земли Адели, Отряд под руководством Ван дер Ховена на трех вездеходах поднялся по леднику Скелтона на плато и отсюда направился на юго-запад. В пути через каждые 500 километров поезду сбрасывались бочки с горючим. Не доходя примерно 50 километров до заброшенной французской станции Шарко, отряд повернул прямо на восток — к станции Халлет. Один вездеход пришлось бросить в пути. Продолжая следовать на восток, отряд подошел к горам и начал спускаться по ледникам. Дальнейший путь на изношенных вездеходах среди трещин был опасен. Летнее время было на исходе. Решили эвакуировать отряд на самолете.

В начале февраля самолет «Скайтрейн» на лыжах выбрал в ледниковой долине, в 300 километрах от станции Халлет, посадочную площадку. Самолет здесь приземлился, и летчики вызвали наземный отряд к себе. 12 февраля 1960 года самолет, используя реактивные ускорители, взлетел и доставил путешественников на станцию Халлет. Вездеходы и снаряжение были брошены.

Сейсмическое зондирование, выполнявшееся через каждые 80—1000 километров маршрута, показало, что толщина ледника

на плато в этом районе, по предварительным данным, равна примерно 3000 метров. Высота поверхности снега колебалась от 2700 до 2400 метров. Следовательно, коренные породы лежат здесь ниже уровня моря на 300—600 метров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..