Глава 35 РАБОТЫ АМЕРИКАНЦЕВ В АНТАРКТИДЕ ПОСЛЕ
МГГ (1958—1959) Операция Дипфриз IV
Доставка грузов на полюс и на станцию Берд осуществлялась тяжелыми
самолетами «Глобмастер». На Южный полюс нужно было сбросить 451 тонну,
на Берд — 522 тонны. Операции по сбросу начались в октябре 1958 года.
Однажды, когда самолеты были в воздухе, на Мак-Мёрдо разразилась пурга.
Самолеты благополучно приземлились на запасной полосе у станции Халлет.
Через несколько дней после этой пурги «Глобмастер», перелетавший из
Новой Зеландии в Антарктиду, разбился, врезавшись в склон горы при
подлете к станции Халлет. Шесть человек погибло.
На спасение было послано пять самолетов, два вездехода и вертолет.
Вертолету через сутки удалось спасти семерых человек, оставшихся в
живых.
12 октября 1958 года на станцию Берд прибыл из Литл-Америки
санно-тракторный поезд — пятый с момента создания станции. Он доставил
230 тонн груза.
В связи с ликвидацией Литл-Америки командование операциями по снабжению
внутриконтинентальных станций решило создать временную промежуточную
базу между Литл-Америкой и станцией Берд. Сюда был завезен домик с
радиостанцией и установка для добывания водорода. В этом пункте,
названном станцией Рокфорд, летом, в период полетов между базой
Мак-Мёрдо и Берд, должны были производиться наблюдения за погодой и
выпускаться шары-зонды для определения ветра на высотах.
К 13 ноября 1958 года все воздушные операции по снабжению
внутриконтинентальных станций были закончены, и самолеты вернулись в
Новую Зеландию.
Джордж Дюфек руководил операциями в последний раз. Он ушел в отставку.
Вместо него был назначен контр-адмирал Дейвид М. Тайри.
31 декабря 1958 года закончился Международный геофизический год. Но с
этой датой не прекратились усилия ученых по изучению природных явлений.
Международный геофизический год (МГГ) перешел в Международное
геофизическое сотрудничество (МГС).
Сотрудничество, дружба, взаимная помощь, обмен научными материалами,
обмен учеными между экспедициями разных стран, возникшие в период МГГ в
Антарктиде, продолжали развиваться. В результате дружного штурма
разрешались многие загадки ледяного континента. Они сменились
достоверными фактами, научными теориями, получили объяснение и
поставлены на свое место в цепи связей процессов, происходящих в
природе.
Эти годы вписали много новых имен в книгу истории исследования
Антарктики.
В период Международного геофизического года ушли из жизни ветераны, чьи
имена чтут все исследователи Антарктики: Ричард Берд, Дуглас Моусон,
Хуберт Уилкинс. Они активно участвовали в подготовке Международного
геофизического года и в экспедициях, помогали советами.
Сокращение стационарных наблюдений
После окончания МГГ американцы в значительной мере
решили сократить объем стационарных наблюдений. Была закрыта
Литл-Америка; станция Элсуэрт передана аргентинцам, а станция Уилкс —
австралийцам. Объем наблюдений на станциях Амундсен-Скотт и Берд остался
примерно таким же.
Станция Мак-Мёрдо по-прежнему являлась базой, с которой военная авиация
в весенний сезон производила снабжение внутриконтинентальных станций.
Военные же обеспечивают здесь службу погоды и аэрометеорологические
наблюдения.
На американские станции значительная часть специалистов прибывает лишь
на летний антарктический сезон. В планах американских специалистов
произошел сдвиг от геофизических исследований в сторону геологии,
биологии рыб, птиц и тюленей. Особое внимание стало уделяться изучению
физиологии и психологии человека в антарктических условиях. Для
биологических исследований в Мак-Мёрдо создана специальная биологическая
научно-исследовательская лаборатория.
В морской группе операции Дипфриз IV участвовало девять кораблей. В
конце 1958 года первым вышел в море Росса ле-
докол «Глетчер», затем ледокол «Стейтен Айленд» и
наконец транспорт «Уэйандот» и танкер «Неспелей» в сопровождении
ледокола «Нортуинд».
В начале 1959 года весь персонал со станции Литл-Америка был
эвакуирован. Ледокол «Эдисто» снял американский персонал со станции
Элсуэрт. Сюда 3 января 1959 года прибыл аргентинский ледокол
«Сан-Мартин». Состоялась церемония передачи станции аргентинцам.
Ледокол «Бертон Айленд» в январе 1959 года снял персонал станции Уилкс.
Новая смена австралийцев была доставлена на станцию Уилкс на борту «Магга
Дан».
Продолжение исследований мощности ледника
Во время похода со станции Элсуэрт в прошлом
антарктическом летнем сезоне было установлено, что шельфовый ледник
Фильхнера простирается к югу от моря Уэдделла на расстояние до 500
километров. По предварительным данным, площадь ледника Фильхнера равна
примерно 330 тысячам квадратных километров, в то время как ледника Росса
— 540 тысячам квадратных километров.
30 октября 1958 года со станции Элсуэрт отправился в путь
исследовательский отряд с намерением пересечь ледник Фильхнера и дойти
до станции Берд. Возглавил этот поход Джон Пир-рит — шотландский
гляциолог, поступивший на службу к американцам.
В пути через каждые 50 километров выполнялись сейсмические измерения
толщины льда и другие попутные наблюдения. Поезд пересек большой ледяной
остров, открытый в прошлом походе, и глубокий желоб, простирающийся под
шельфовым ледником. Основной целью похода было уточнить простирание
этого желоба. Дело в том, что после обнаружения в прошлом сезоне больших
глубин под шельфовым ледником Росса и открытия желоба под шельфовым
ледником Фильхнера снова возродилась идея о соединении морей Росса и
Уэдделла.
По линии маршрута похода граница шельфового ледника была обнаружена
вблизи 83° южной широты и 74° западной долготы. В этом месте коренное
ложе круто поднимается до 1200 метров выше уровня и опускается на 1200
метров ниже уровня моря. Отдельные вершины значительно выступают над
поверхностью ледника и достигают 2000—2500 метров над уровнем моря, в то
время как высота поверхности ледника в этом районе колеблется от 1400 до
2200 метров над уровнем моря.
Участники похода утверждают, что этот горный район простирается с
востока на запад по крайней мере на 130 километров.
Между открытыми горами и станцией Берд подстилающие лед коренные породы
повсюду лежат ниже уровня моря. Рельеф
подледной поверхности весьма неровный. Наибольшая
мощность льда была обнаружена примерно в 120 километрах восточнее
станции Берд, где коренные породы лежат ниже уровня моря на 1900 метров.
7 января 1959 года партия Пиррита прибыла на станцию Берд.
В этот же сезон Пиррит возглавил поход на трех вездеходах со станции
Берд к северу для обследования горного хребта Эк-зекьютив Коммитти
(Исполнительного Комитета). Поезд вышел
14 февраля и вернулся на станцию через три недели — 6 марта.
Горы Экзекьютив Коммитти были открыты с самолета американской
экспедицией 1939—1940 года; недалеко от этих гор американцы пролетали в
1947 году в период экспедиции Хайджамп. Тогда летчики сообщили, что
здесь находится самый высокий пик в Антарктиде, высотой в 6000 метров.
Отряд Пиррита определил точное положение этих гор. Хребет простирается
примерно на 110 километров с севера на юг и лежит между 76° 20' и 77°
20/ южной широты. Никакого гигантского пика здесь не оказалось. Горы в
значительной своей части покрыты снегом и ледниками. Отдельные пики
имеют высоту не более 4000 метров над уровнем моря.
На поверхности снега в радиусе 8—10 километров были найдены куски горных
пород. Создавалось впечатление, будто обломки этих пород разбросаны в
результате вулканического извержения. Детальное обследование гор не
говорило о признаках современной вулканической деятельности. Этот факт
пока не объяснен.
Джон Пиррит остался научным руководителем станции Берд на вторую зиму, а
весной он возглавил поход, продолживший маршрут к северу от этой
станции. Отряд вышел в путь 5 ноября 1959 года. Были детально
обследованы горы Экзекьютис Коммитти. От этого.горного хребта шесть
человек на двух вездеходах прошли до берега моря Амундсена. Здесь, как
сообщается в кратком отчете, они были награждены видом ясного неба и
открытой воды насколько мог охватить взор. Поход Пиррита поддерживался с
воздуха. Самолет доставлял поезду со станции Берд горючее для
вездеходов.
8 февраля 1960 года отряд вернулся на станцию Берд, а через два дня
участники похода были доставлены самолетом «Скай-трейн» в Мак-Мёрдо для
дальнейшего следования на корабле домой.
Проблема подледного трансантарктического желоба решалась еще двумя
партиями.
В конце 1958 года на самолетах был выполнен сейсмический разрез вдоль
130-го западного меридиана между горами Экзекьютив Коммитти и Гарольда
Берда. На всем профиле, за исключением участков, прилегающих к горным
хребтам, коренные
породы залегают ниже уровня моря, а лед имеет толщину от 1500 до 2000
метров. Этот разрез показал, что коренные породы лежат значительно ниже
уровня моря и что как будто подтверждает предположение о существовании
канала, продолжающегося со стороны моря Росса. Этот канал заполнен
континентальным льдом.
В 1958—1959 году был предпринят поход на трех вездеходах со станции Берд
к югу. Поход возглавил сейсмолог Чарлз Бентли. Маршрут проходил по
треугольнику, в направлении против часовой стрелки: станция Берд — горы
Хорлик — вдоль гор Хорлик на восток до 92-го западного меридиана —
станция Берд.
Поход начался 1 ноября 1958 года и закончился 20 января
1959 года. Определения мощности ледника показали, что к югу от станции
Берд коренные породы залегают значительно ниже уровня моря, но по мере
подхода к горам Хорлик они поднимаются и возвышаются в виде пиков над
поверхностью ледника. Есть основания полагать, что горы Хорлик и
Сентинел соединяются подледным хребтом, лежащим выше уровня моря.
Обобщая результаты американских походов, выполненных в период МГГ в
Западной Антарктиде, исследователи пришли к отрицанию существования
подледного желоба между морями Росса и Уэдделла. Вместе с тем получены
вполне определенные данные о том, что между морями Росса и
Беллинсгаузена через всю центральную часть Земли Мэри Берд простирается
широкий, заполненный льдом желоб, в котором поверхность коренных пород
лежит ниже уровня моря. Если снять весь лед, то непрерывный широкий
водный канал соединил бы море Росса с морем Беллинсгаузена.
Американские гляциологи на основе рельефа поверхности ледника и
коренного ложа Земли Мэри Берд делают вывод
о том, что ледяной покров Западной Антарктиды берет свое начало от двух
отдельных ледяных куполов, образовавшихся в двух гористых районах: один
в районе горного хребта Экзекью-тив Коммитти, а другой между горами
Хорлик и Сентинел. По мере расширения этих куполов они соединились,
вытеснив воду, заполнявшую между ними широкий пролив. Возможно, что
первоначально ледниковые купола соединял находящийся на плаву шельфовый
ледник, который затем превратился в современный ледяной покров,
покоящийся на коренном ложе.
Можно ли окончательно утверждать, что между морями Росса и Уэдделла
подледный желоб отсутствует? Ясно лишь, что отсутствует широкий желоб,
так как промеры мощности ледника выполнялись через 50—100 километров.
На основе исследований делается еще одно предположение, говорящее не в
пользу существования такого желоба. Складчатые горы Сентинел, Хорлик и
Королевы Мод являются продол-
жением складчатых гор Земли Грейама. И остается еще
слабая надежда, что глубокая ложбина под ледником Фильхнера и желоб,
обнаруженный под западными и южными границами шельфового ледника
Фильхнера, могут быть соединены узким желобом, разрывающим складчатые
горы и антарктический горст Земли Виктории. Но это сумеют решить только
детальные промеры толщины льда в крайних южных районах.
Интересно отметить, что партия Бентли в декабре 1958 года несколько дней
посвятила геологическому обследованию гор Хор-лик и нашла здесь
окаменелые деревья, ископаемые листья, морские раковины и пласты
каменного угля.
Альберт Крери после второй зимовки в Литл-Америке отправился 15 октября
1958 года в весенний поход на запад. Отряд на трех вездеходах «Сноу-Кэт»
сначала пошел по шельфовому леднику Росса, параллельно его барьеру, до
бухты Скелтон, в районе пролива Мак-Мёрдо. Промерами подтверждено, что в
западной части шельфового ледника Росса при подходе к горам имеется
глубоководный желоб с глубинами более 1000 метров. Затем поезд поднялся
по леднику Скелтон на высокогорное плато и прошел на запад вдоль 78-й
параллели до 131-го восточного меридиана.
Высоты снежной поверхности от вершины ледника Скелтон сначала
уменьшаются примерно на 150 метров, затем постепенно увеличиваются и в
конечной точке достигают 2850 метров над уровнем моря. Средняя толщина
льда на разрезе около 2300 метров. Поверхность коренного ложа лежит на
высоте, близкой к уровню океана.
В 1959—1960 году американские исследователи совершили большой поход по
Земле Виктории до Земли Адели, Отряд под руководством Ван дер Ховена на
трех вездеходах поднялся по леднику Скелтона на плато и отсюда
направился на юго-запад. В пути через каждые 500 километров поезду
сбрасывались бочки с горючим. Не доходя примерно 50 километров до
заброшенной французской станции Шарко, отряд повернул прямо на восток —
к станции Халлет. Один вездеход пришлось бросить в пути. Продолжая
следовать на восток, отряд подошел к горам и начал спускаться по
ледникам. Дальнейший путь на изношенных вездеходах среди трещин был
опасен. Летнее время было на исходе. Решили эвакуировать отряд на
самолете.
В начале февраля самолет «Скайтрейн» на лыжах выбрал в ледниковой
долине, в 300 километрах от станции Халлет, посадочную площадку. Самолет
здесь приземлился, и летчики вызвали наземный отряд к себе. 12 февраля
1960 года самолет, используя реактивные ускорители, взлетел и доставил
путешественников на станцию Халлет. Вездеходы и снаряжение были брошены.
Сейсмическое зондирование, выполнявшееся через каждые 80—1000 километров
маршрута, показало, что толщина ледника
на плато в этом районе, по предварительным данным,
равна примерно 3000 метров. Высота поверхности снега колебалась от 2700
до 2400 метров. Следовательно, коренные породы лежат здесь ниже уровня
моря на 300—600 метров.