ТРЕТЬЯ СОВЕТСКАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (1957—1959)

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Глава 33 ТРЕТЬЯ СОВЕТСКАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (1957—1959)



18 ноября 1957 года, когда санно-тракторный поезд Второй экспедиции находился на станции Комсомольской и готовился к последнему этапу пути на Геомагнитный полюс, на рейд Мирного прибыл флагман советских антарктических экспедиций — дизель-электроход «Обь».

Разгрузка кораблей

 

На борту «Оби» находился состав Третьей континентальной экспедиции во главе с Е. И. Толстиковым.

В ноябре припайный лед у Мирного был еще покрыт не тронутым таянием снегом. Ширина припая составляла 33 километра. Пробиваться в таком льду к берегу капитан «Оби» И. А. Ман не стал, слишком еще прочным был лед. Поэтому по припаю от кромки льда до берега была проложена ледовая дорога в обход приливо-отливных трещин. По этой дороге ежедневно курсировали 10—12 тракторов, перевозя на санях груз с корабля на берег. Однажды разразился шторм. На льду вблизи борта судна в это время находились тягачи, разобранный самолет и несколько саней с грузом. Тягачи были на ходу, и с началом шторма их успели перегнать в Мирный. Все остальные грузы отбуксировали ближе к берегу, за ближайшую трещину. Вскоре начался интенсивный взлом припая. Грузы оказались на отдельных льдинах. Часть их удалось спасти, а один трактор, самолет и несколько саней утонули.

Случай этот не первый в Антарктиде. Однако каждый раз людям приходится рисковать. Ведь так короток здесь летний сезон, в каждой экспедиции хочется сделать как можно больше Природа Антарктиды как будто коварно заигрывает с людьми, завлекает их в ловушку. Когда обильно льет свои лучи яркое солнце и так нежен голубой купол неба, кажется, что это будет длиться долго и ничто не сможет нарушить очарование спокойствия и буйной игры света. Но вот почти незаметно тускнеют дали, быстро усиливается ветер, достигая силы урагана и поднимая в воздух снежные смерчи. Все смешивается: нет ни неба, ни льда, ни айсбергов, только дико воет ветер да несется с огромной скоростью густая снежная пыль. Могучие волны, возникшие в открытом море, проходят под кромкой припая, раскачивают его; он разламывается на отдельные льдины.

После шторма путь до берега сократился. «Обь» начала пробивать канал, с каждым днем все ближе и ближе подходя к Мирному.
 

13 декабря разгрузка «Оби» была закончена. На берег до* ставили 3600 тонн различных грузов.

Третья экспедиция привезла 10 тягачей. У них были более широкие гусеницы и специальные устройства, нагнетавшие в моторы разреженный воздух. Новые сани были металлические, с крепкими водилами и усовершенствованными сцепами.

По опыту Второй экспедиции на платформах тягачей были построены домики для отдыха личного состава поезда в пути На санях находились домики для новой станции.

22 декабря 1957 года к кромке припая подошел второй корабль экспедиции — теплоход «Кооперация». Он доставил остальных участников экспедиции, а в рефрижераторных камерах — скоропортящиеся продукты.

Полет к Полюсу относительной недоступности

 

 

23 декабря 1957 года из Мирного вылетел в разведывательный полет к Полюсу недоступности самолет ИЛ-12. Его пилотировал командир авиаотряда Третьей экспедиции В. М. Перов Прокладку пути осуществлял штурман Б. С. Бродкин. На борту самолета находились начальник Третьей экспедиции Е. И. Тол-стиков, начальник аэрометеорологического отряда В. А. Бугаев, начальник будущей станции Советская В. К. Бабарыкин, начальник аэрометеорологического отряда Третьей морской экспедиции Г. И. Голышев и начальник Второй экспедиции

А. Ф. Трешников.

Маршрут проходил через Пионерскую и Комсомольскую, Совсем недавно вместе с товарищами мы шли по этому бесконечному снежному полотну, пробиваясь к цели через рыхлые снега с тяжелогружеными санями на прицепе у тягачей.

Возвращающийся поезд тягачей участники полета увидели с борта самолета между Комсомольской и местом, где недавно была станция Восток-I. От Комсомольской повернули направо — к Полюсу недоступности. По этому пути вскоре пойдет новый поезд. Восемь часов понадобилось, чтобы преодолеть расстояние в 2200 километров от Мирного до Полюса относительной недоступности. Весь полет проходил при хорошей видимости, на всем маршруте под крыльями самолета простиралась лишь снежная целина. 82° южной широты и 55° восточной долготы — вот точка Полюса относительной недоступности. Высота поверхности от Комсомольской сначала поднималась с 3500 до 3900 метров, а потом убывала до 3750 метров на Полюсе недоступности. Эти изменения, конечно, на глаз были незаметны. Высоты вычислялись потом, по показаниям приборов.

Над Полюсом недоступности самолет сделал круг, а затем повернул на север.
 

 

В районе 77° 48' южной широты, 66° 10' восточной долготы — 77° 28/ южной широты, 66° 05/ восточной долготы однообразная ровная поверхность сменилась ледяными буграми, куполами и беспорядочными трещинами. По-видимому, здесь подо льдом лежит горная страна, вершины которой близко подходят к поверхности.

От точки 74° 47' южной широты, 73° 50' восточной долготы самолет направился прямо к Мирному. Полет продолжался
16 часов.

Создание станции Советская

 

 

26 декабря 1957 года из Мирного проводили первый поезд Третьей экспедиции. Он состоял из 10 тягачей с двумя металлическими санями каждый. Сани были загружены горючим в бочках и всем необходимым снаряжением для внутриконтинентальных станций. В поезде отправлялись 32 человека во главе с инженером А. Ф. Николаевым.

2 января 1958 года поезд был на станции Пионерская, 11 января он прошел место, где находилась станция Восток-I, а 17 января прибыл на Комсомольскую.

20 января семь тягачей с семью санями вышли с Комсомольской и 26 января прибыли на станцию Восток, доставив туда около 100 тонн различных грузов.

В январе 1958 года при помощи самолетов была произведена смена состава внутриконтинентальных станций. На станции Пионерской в 1958 году осталось зимовать шесть человек, начальник станции Г. М. Силин; на станции Восток — одиннадцать человек, начальник станции В. С. Сидоров; на станции Комсомольской — пять человек, начальник станции М. А. Фокин; на станции Оазис — восемь человек, начальник станции Б. И. Имереков.

Вернувшись с Востока на Комсомольскую, поезд под руководством Николаева на восьми тягачах 3 февраля вышел по направлению к Полюсу относительной недоступности для создания станции Советской. Снова тягачи шли по девственным снегам. Люди и машины упорно километр за километром отвоевывали у Неизвестного.

10 февраля 1958 года, пройдя от станции Комсомольской 540 километров, поезд остановился. Здесь в точке 78° 24' южной широты и 87° 35х восточной долготы, была создана еще одна внутриконтинентальная станция — Советская. На станции осталось зимовать пять человек, во главе с аэрологом В. К. Бабары-киным.

17 февраля пустые тягачи вышли в обратный путь, и уже 5 марта прибыли в Мирный. За 69 дней поезд прошел расстояние около 4000 километров.
 

 

Поход вездеходов «Пингвин» на Пионерскую
 

Кроме тяжелых тягачей в Мирный были завезены более легкие машины — вездеходы, они получили название «Пингвин». Опытным походом на двух «Пингвинах» к станции Пионерская руководил начальник Второй экспедиции А. Ф. Трешников. Туда было необходимо доставить 10 тонн груза и перегнать новый трактор для укатки взлетно-посадочной полосы Техническим руководителем этого похода был конструктор «Пингвинов» Г. Ф. Бурханов.

18 января «Пингвины» вышли из Мирного, а 22 января были уже на Пионерской. На весь переход они затратили в общей сложности 88 часов, а на обратный путь — всего 27 часов. Это был своего рода антарктический рекорд скорости.

После разгрузки теплоход «Кооперация» принял на борт часть состава Второй экспедиции и 10 января 1958 года ушел на север. Вместе с ней отправился в свой третий океанографический рейс дизель-электроход «Обь».

«Кооперация» дошла до острова Маврикия в Индийском океане, пересадила там пассажиров на другое советское судно и 11 февраля вернулась к Мирному за остальными участниками Второй экспедиции.

Неудачи и жертвы
 

 

 

И в этот сезон наряду с большими успехами были неудачи и жертвы.

Однажды самолет ЛИ-2 под управлением пилота В. В. Григорьева возвращался с Комсомольской. Внезапно отказали моторы. Высота над поверхностью была небольшой. Самолет потерял высоту и плюхнулся в снег, на «пузо», как говорят летчики. Причина была досадной: кончилось горючее в одном баке, э на второй бак не успели переключить кран. К счастью, никто не пострадал. Это было в 560 километрах от берега. В. М. Пе-ров на другом самолете совершил посадку у разбитого самолета и доставил его экипаж в Мирный.

Второе событие было трагическим. 21 января 1958 года во время стоянки поезда на станции Комсомольской в результате отравления газом умер следовавший на станцию Советскую аэролог Николай Александрович Чугунов, Его похоронили в Мирном.

18 февраля 1958 года самолет ЛИ-2 на лыжах выруливал на взлетную полосу. Дул сильный порывистый встречный ветер При неудачном маневре самолет поставило боком к ветру, пол напором сильного порыва ветра лыжи юзом заскользили по льду вниз по склону. Пилот не смог выправить машину. Ее продолжало тащить вниз по склону к ледяному обрыву, под кото-

 

рым шумели морские волны. Перед самым обрывом люди выпрыгнули на лед и остались невредимыми. Самолет упал в море и затонул.

*

10 марта 1958 года по открытому океану, вдали от Мирного, проходила советская китобойная флотилия «Слава». В море шло интенсивное образование льда, поэтому суда не могли приблизиться к берегу. Тогда В. М. Перов на самолете ИЛ-12 подлетел к «Славе» и сбросил на китобазу пакет с письмами для доставки на родину.

В марте 1958 года поезд «Пингвинов» под руководством Г. Ф. Бурханова отправился во второй поход на станцию Пионерскую для испытания новой буровой установки и отработки методики сейсмоакустических измерений. Поезд доставил на Пионерскую каменный уголь, авиабензин и разные строительные материалы. Поезд вернулся в Мирный 20 апреля.

12 апреля перед восходом солнца советские исследователи наблюдали, как над Мирным прошел Второй советский искусственный спутник. 21 июня, в самой середине антарктической зимы, зимовщики Мирного наблюдали пролет Третьего советского спутника и ракетоносителя.

Чехословацкий ученый Антон Мркос, посланный в составе Третьей экспедиции Академией наук Чехословакии, зимой производил регулярные наблюдения за свечением ночного неба и серебристыми облаками. Совместно с геофизиком Ю. Н. Авсюком

А. Мркос участвовал в астрономических определениях звездных координат Третьего советского спутника во время его пролета над Мирным.

Суровая зима

 

 

Зима все больше и больше вступала в свои права. Со склона континента почти непрерывно дул сильный ветер, шумели пурги. В Мирном солнце все ниже и ниже проходило над северным горизонтом.

22 апреля наступила полярная ночь на станции Советской, 28 апреля — на станции Восток. Все свирепее и свирепее становились морозы в глубине континента. 1 мая здесь были морозы 76 , а 25 августа 1958 года на станции Восток была отмечена самая низкая температура, которая еще никогда нигде не наблюдалась у земной поверхности, — минус 87°,4. На Советской в это время было минус 76°, на Комсомольской минус 81°.

В составе Третьей экспедиции на зимовке в Мирном работал американский синоптик Мортон Д. Рубин. В составе аэрометеорологического отряда он занимался составлением высотных карт барической топографии. Одновременно, в 1958 году, на амери-

канской станции Литл-Америка в составе бюро погоды работав советский синоптик П. Д. Астапенко.

Как и во Второй экспедиции, обмен учеными способствовал налаживанию регулярных связей между советской и американской экспедициями. Между Мирным и Литл-Америкой проводились еженедельные радиотелефонные переговоры, в которых ученые обменивались опытом работы, планами дальнейших исследований и просто различными антарктическими новостями

Весенние походы

 

 

В конце сентября из Мирного вышел поезд «Пингвинов». Он должен был доставить горючее на промежуточные станции Пио-нерскую и Комсомольскую.

Второй поезд вышел из Мирного 23 октября. Это был научно-исследовательский поезд. Он направился к Полюсу недо-ступности для определения мощности ледника и выполнения геомагнитных, гравиметрических и метеорологических наблюдений.

На станции Комсомольской оба поезда встретились. Отсюда поезд в составе трех «Пингвинов» и одного тягача под руководством Г. Ф. Бурханова пошел на Восток, чтобы доставить туда горючее и грузы, необходимые на следующий год зимовки. В походе на станцию Восток участвовал А. Мркос. Он выполнял обязанности метеоролога-штурмана.

Второй поезд под руководством А. Ф. Николаева пошел на станцию Советскую. 30 ноября 1958 года поезд был на станции Советской. Сюда из Мирного прилетел Е. И. Толстиков. Он возглавил поход к Полюсу недоступности. Со станции Советской в юго-западном направлении вышли четыре тягача и 14 декабря прибыли в заветную точку, сердце Антарктиды — Полюс относительной недоступности. На всем пути проводились регулярные измерения толщины льда, велись метеорологические, гляциологические, магнитные и гравиметрические наблюдения.

Пройдя 150 километров от Советской, поезд поднялся на высоту 4000 метров. К югу было заметно повышение, следовательно там была еще большая высота; поезд проходил по северном) склону купола. В конечной точке похода — 82° 06f южной широты, 54° 58х восточной долготы на расстоянии 2100 километров от Мирного — советские полярники создали временную научно-исследовательскую станцию и назвали ее «Полюс недоступности». На высоком постаменте, на жилом домике, был установлен бюст В. И. Ленина, на радиомачте поднят государственный флаг Советского Союза. Две недели на Полюсе недоступности проводились научные наблюдения.

Вблизи станции была укатана взлетно-посадочная полоса, и сюда 17 декабря 1958 года из Мирного прилетел самолет ЛИ-2

на лыжах под командованием пилота Н. А. Школьникова. Он вывез в Мирный часть научных сотрудников, в том числе Е. И. Толстикова.

26 декабря поезд вышел в обратный путь. На Полюсе недоступности был оставлен жилой домик на санях, в нем могло жить четыре человека. 18 января 1959 года поезд вернулся в Мирный.

Полет на станцию Моусон

 

 

28 сентября 1958 года из Мирного на самолете ИЛ-12 под командованием В. М. Перова был осуществлен полет на станцию Моусон. На борту самолета находились начальник экспедиции Е. И. Толстиков, начальник аэрометеорологического отряда

В. А. Бугаев, начальник геофизического отряда М. Е. Острекин, ученый секретарь В. Л. Лебедев и биолог В. М. Макушок. Самолет летел к австралийской станции вдоль берега и совершил посадку на припай вблизи станции. Советские исследователи были весьма радушно встречены австралийскими коллегами. Обратный курс в Мирный советские исследователи проложили через континент, чтобы определить высоты поверхности ледника. Интересным был участок маршрута над хребтом Принца Чарлза. На 68,5° восточной долготы в 250 километрах от берега самолет пролетел над районом, где горы были почти лишены снежного покрова Между вершинами были видны высокогорные озера и замерзшие ручьи, соединяющие эти озера. Далее самолет прошел над -местами, где на американской карте издания 1957 года были указаны «горы, открытые в 1939 году Линкольном Элсуэртом». Но никаких гор в этом районе советские исследователи не обнаружили, хотя видимость во время полета была отличной. Вечером самолет сел в Мирном.

Трансконтинентальный полет через Южный полюс

 

24 октября 1958 года тот же ИЛ-12 летчика В. М. Перова вылетел из Мирного по маршруту: Мирный—Советская—Южный полюс—Мак-Мёрдо. Кроме экипажа на борту самолета находились Е. И. Толстиков, В. А. Бугаев и В. М. Макушок. В полете велись непрерывные наблюдения за температурой воздуха, давлением и высотой полета, что позволяло вычислить высоту поверхности ледника по маршруту. При хорошей ясной погоде самолет пролетел над Советской, при сплошной перисто-слоистой облачности и белой мгле — над районом Южного полюса. Через

9 часов 20 минут после вылета из Мирного самолет на небольшой высоте прошел над станцией Амундсен-Скотт. Это был первый советский самолет над Южным полюсом.

Вскоре за полюсом белая мгла исчезла. При ясной погоде самолет пролетел над грандиозным хребтом Коммонуэлс и вышел

к шельфовому леднику Росса. Над ледником Росса была сплошная низкая облачность, но по мере подхода к проливу Мак-Мёрдо облачность постепенно стала редеть, в облаках появились разрывы. Примерно за час до подхода к американской базе летчики увидели вершину вулкана Эребус. Через 13 часов 55 минут после вылета из Мирного самолет произвел посадку на ледяном аэродроме американской базы Мак-Мёрдо.

Американцы тепло встретили советских полярников. Среди встречающих был командующий американской экспедицией контр-адмирал Д. Дюфек, офицеры его штаба. Из Литл-Америки сюда прилетели начальник центрального бюро погоды Т. Грей и советский синоптик П. Д. Астапенко. Сутки провели участники перелета в Мак-Мёрдо. Они осмотрели основные сооружения американской базы, ее оборудование и посетили домик Скотта, поставленный еще в 1901 году на мысе Хат-Пойнт. Побывали они также на новозеландской базе Скотт.

26 октября 1958 года советский самолет вылетел по прямому пути Мак-Мёрдо — Мирный. Через 8 часов 5 минут была произведена посадка на припае в Мирном.

Спасение бельгийских полярников

 

 

 

11 декабря 1958 года в Мирном с бельгийской станции Бодуэн было получено тревожное сообщение о том, что вылетевший 5 декабря со станции в глубь материка самолет для исследований в районе Кристальных гор не вернулся на основную базу в назначенный срок. На борту одномоторного самолета находилось четверо бельгийцев: пилот де Линь, начальник экспедиции Жер-лаш, геодезист Лоодс и механик Гульсаген. Вышедшая со станции Бодуэн на двух вездеходах и одной собачьей упряжке спасательная партия встретила зону трещин, В одну из глубоких трещин провалились вездеход и двое саней. Спасательная партия вернулась на станцию. Других самолетов у бельгийцев не было. Советские летчики, получив такое известие, сразу же решили лететь на лыжном самолете ЛИ-2 для поисков пропавших бельгийцев. В составе экипажа в этом полете были: пилот В. М. Пе-ров, второй пилот В. В. Афонин, штурман Б. С. Бродкин, бортмеханики И. В. Сергеев и Е. Н. Меньшиков, бортрадист Н. Г. Зорин, в роли переводчика летел В. М. Макушок.

Самолет вылетел 12 декабря. Из-за плохой погоды летчикам пришлось заночевать на австралийской станции Моусон. Здесь были пополнены запасы авиагорючего. Следующую посадку самолет сделал на японской станции Сиова, которая в том году была необитаемой, и оставил здесь часть бензина для обратного полета.

13 декабря в 15 часов по московскому времени советские летчики прилетели на станцию Бодуэн и после заправки самолета
вылетели на поиски. Погода в этот день была плохой, и вскоре летчикам пришлось вернуться обратно. На следующий день самолет вновь вылетел на поиски. На его борту кроме советских летчиков находились заместитель начальника бельгийской экспедиции де Маре и врач Ван Компел. У северо-западного склона Кристальных гор был обнаружен самолет, лежащий на левом крыле. ЛИ-2 сел на снег вдали от поломанного самолета. Людей не было. По найденной записке узнали, что авария произошла

5 декабря, пилот и механик пошли к горе Сфинкс, где Жерлаш и Лоодс производили исследования, оттуда все четверо должны были идти к складу-базе у горы Триллинген.

Советский самолет 14 и 15 декабря произвел тщательные поиски пропавших людей. Только 16 декабря после многократных вылетов все четыре бельгийца были найдены и доставлены на основную базу.

19 декабря 1958 года советские летчики вернулись в Мирный. Вскоре они были награждены советскими и бельгийскими орденами.

Научные итоги походов и полетов

 

 

В результате похода к Полюсу недоступности и полетов был в общих чертах определен рельеф поверхности значительной части Восточной Антарктиды. Самое высокое место антарктического ледникового купола, более 4000 метров, обнаружено между широтами 81—82° 30' и восточными долготами 65—80°. Отсюда поверхность ледника плавно понижается, образуя высокогорное плато. Оно впоследствии получило название плато Советское Открыта обширная долина, простирающаяся почти от Полюса недоступности на юг к леднику Эймери. Она получила название долины МГГ. В центральной части континента, на расстоянии 1000—2000 километров от Мирного, в районе станции Советской, сейсмоакустическими и гравиметрическими измерениями подо льдом была открыта обширная горная страна, где коренные породы поднимаются до 3000 метров над уровнем моря, толщина льда над этой горной страной 700—1000 метров. Эта горная страна названа горами Гамбурцева в честь геофизика Г. А. Гамбурцева. В то же время в 100 километрах южнее станции Пионерской толщина льда оказалась 4060 метров, коренные породы находятся здесь на 1000 метров ниже уровня моря. За этой впадиной до станции Комсомольской, на протяжении почти 500 километров, поверхность коренных пород подо льдом представляет всхолмленную равнину с колебаниями высот от 300 до 400 метров над уровнем моря. Толщина льда здесь оказалась более 300 метров.
 

 

Советские станции в конце МГГ

 

 

Закончился Международный геофизический год. В конце

1958 года была законсервирована станция Оазис. Строения и научное оборудование станции были переданы польским ученым, которые с 1960 года предполагали здесь вести регулярные наблюдения. Однако ни в 1960, ни в 1961 году наблюдения не велись.

Станцию Пионерскую также было решено закрыть. 15 января

1959 года на ней были прекращены наблюдения. Часть оборудования и ценные приборы были сняты и вывезены в Мирный Оставшееся было законсервировано. Последний состав зимовщиков во главе с Г. М. Силиным был доставлен в Мирный на самолете. Станция Пионерская может служить надежным убежищем для участников похода в глубь континента. В любой момент здесь может быть открыта радиосвязь — радиостанция законсервирована в исправном состоянии вместе с двигателем, генератором и аккумуляторной батареей. На станции оставлены продукты, которых хватит на несколько месяцев для трех-пятн человек.

3 января 1959 года со станции Советская была передана последняя метеорологическая сводка. Станция была также законсервирована, а личный состав был вывезен в Мирный самолетом Станция Комсомольская с 1959 года стала сезонной. Антарктическим летом она служит промежуточной базой для полета самолетов и наземных походов в глубь материка. На станции Восток работы будут продолжаться.

Третий рейс дизель-электрохода «Обь» в антарктических водах

 

 

После разгрузки в Мирном дизель-электроход «Обь» 10 января 1958 года вышел, как и в прежние годы, в научно-исследовательский рейс. Начальником Третьей морской экспедиции был

В. Г. Корт, а капитаном «Оби» — И. А. Ман. В состав экспедиции входило 10 отрядов: аэрометеорологический, гидрологический, гидрохимический, геологический, геофизический, биологический, астрономо-геодезический, радиоаэросъемочный, гидрографический, авиационный. Всего в отрядах работало 95 человек.

На первом этапе плавания в основном велась работа по аэрофотосъемке побережья Антарктиды между 110 и 116° восточной долготы, общим протяжением около 3300 километров. Французы в период 1948—1953 годов, используя данные американской аэрофотосъемки, составили удовлетворительные карты Земли Адели на сектор между 136 и 142° восточной долготы.

Восточнее, от 142 до 151°, побережье было заснято экспедицией Д. Моусона 1911 —1913 годов. На остальную часть побе-
 

режья — Берег Бадда, Сабрина, Банзарэ, восточная часть Берега Короля Георга V и Берег Отса — имелись весьма неточные и схематические карты. Как уже указывалось, в ряде мест этого побережья аэрофотосъемку выполняли американцы (операция Хайджамп) в 1946—1947 году, однако эта съемка не была обеспечена наземным обоснованием, и поэтому положение береговой черты нуждалось в уточнении. Как и в прежних плаваниях, кроме выполнения океанографических станций при помощи эхолота проводился гидрографический промер глубин. Руководил съемочно-гидрографическими работами О. А. Борщевский.

Базой береговых работ служило само судно. «Обь» вставала обычно у припая, на котором разбивалась взлетно-посадочная полоса. Место судна определялось астрономическим способом. Наземная станция радиогеодезической системы располагалась на корабле. С ее помощью определялось положение самолета, производящего аэрофотосъемку. Кроме того, не реже чем через 100—150 километров фиксировались координаты приметных пунктов. В эти пункты астрономов обычно доставляли на самолете. На этом же самолете вылетали геологи, гравиметристы и географы.

Погода в период плавания «Оби» вдоль берегов Антарктиды была в тот год исключительно благоприятной. Как отметил в своем отчете О. А. Борщевский, за период с 10 января по 10 февраля 1958 года из-за непогоды было потеряно всего четыре дня.

На указанную прибрежную зону Антарктиды кроме аэрофотосъемки собран материал для новой лоции.

Третьей советской морской экспедицией открыто много географических объектов и определено их точное географическое местоположение. Многим из вновь открытых объектов присвоены имена советских кораблей, русских и советских исследователей — географов, гидрографов, моряков и полярных летчиков.

В 1959 году был издан новый перечень географических названий на прибрежную зону между 45 и 166° восточной долготы, включающий 706 названий, из которых 131 — русские.

Во время третьего антарктического рейса «Оби» особенно подробно были засняты Берег Короля Георга V и Берег Отса. В отчете о работе съемочно-гидрографического отряда О. А. Борщевский указывает на следующие основные изменения в картографии берегов:

«Обь» была первым судном, вошедшим в обширный залив Дисапойнтмент. Здесь вблизи берега обнаружены глубины в 1000—1600 метров...

На всех картах до сих пор показывался между 154°,5 и 156°,5 в. д. далеко вдающийся в материк большой залив шириной около
 Перечень географических названий Восточной Антарктиды. Изд «Морской транспорт». М., 1959.
 

85 км. Этого залива вообще не существует, а восточнее этого места на меридиане 157°,5 в. д. обнаружена глубокая горная долина, по которой сползает мощный, но узкий (около 10 км) выводной ледник, названный ледником Матусевича.

Между меридианами 154 и 161° в. д. обнаружены крупные^ лишенные снежно-ледяного покрова горы (горы Обручева, Берга^ Архангельского, Лазарева, Каврайского).

У входа в горную долину ледника Матусевича обнаружен остров, сложенный коренными породами (о. Бабушкина), а восточнее архипелаг из пяти островов (о-ва Полярной авиации). Обнаружены также новые острова, сложенные коренными породами в районе залива Ренник (о. Знаменского, о-ва Спутники).

Между меридианами 123°,5 и 126° в. д. обнаружен большой шельфовый ледник (Воейкова). Ранее неизвестный берег между ледником Томилина и мысом Белоусова (159 — 160°,5 в. д.) оказался высокогорным, с характерным расположением горных хребтов из обнаженных коренных пород.

В 1958, а затем в 1961 годах изданы морские карты на всю прибрежную зону, обследованную и заснятую в начале 1957 года с борта «Лены», а в начале 1958 года с борта «Оби».

Остальные работы при рейсе вдоль побережья носили попутный характер. Но и эти наблюдения были очень важны и интересны, так как выполнялись они в весьма еще мало изученной части антарктического побережья. Аэрометеорологи выполнили детальный аэрологический разрез вдоль побережья, а также провели наблюдения над характером ветра до высот нижней стратосферы. На стоянках корабля биологи и геологи производили сборы морской фауны и образцов грунта. Геофизики изучали магнитное поле Земли, а гидрологи — течения.

10 февраля 1958 года была закончена аэрофотосъемка у 166ст восточной долготы. «Обь» покинула берега Антарктиды и направилась в Веллингтон.

В Веллингтоне советские исследователи приняли участие в работе антарктического симпозиума, на который съехались представители большинства антарктических экспедиций.

5 марта «Обь» пришла в австралийский порт Аделаиду, где ее ожидал теплоход «Кооперация» с участниками Второй советской экспедиции. На борту «Кооперации» на родину были отправлены работники аэрофотосъемочного, гидрографического,, авиационного отрядов Морской экспедиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..