Глава 38 РАБОТЫ АМЕРИКАНЦЕВ В АНТАРКТИДЕ В
1959—1962 ГОДАХ
Операция Дипфриз 60
Операция по снабжению антарктических станций в летний сезон 1959—1960
года была названа «Дипфриз 60». Руководил операцией контр-адмирал Д.
Тайри.
В октябре—декабре 1959 года, как и в прежние годы, тяжелые военные
самолеты доставили из Новой Зеландии в Мак-
Мёрдо срочные грузы и новую смену военного
персонала антарктических баз. Из Мак-Мёрдо осуществлялись многочисленные
полеты к станциям Берд и Амундсен-Скотт со сбросом грузов на парашютах.
В этот сезон американцы впервые применили в Антарктиде тяжелый
турбовинтовый самолет «Геркулес» С-130 на лыжах. Такой самолет совершил
посадку и взлетел у станции Берд. Он перевозит до 15 тонн груза. Для
облегчения взлета самолет имеет стартовые ускорители.
В морских операциях принимали участие транспорт «Арнеб», три ледокола и
танкер. «Арнеб» проделал два рейса из Новой Зеландии в Антарктиду и,
кроме того, осуществил переброску большого количества разных грузов с
закрытой станции Литл-Америка V в Мак-Мёрдо.
В конце января 1960 года со вторым рейсом «Арнеба» прибыл в Мак-Мёрдо
советский гляциолог С. А. Евтеев. Одновременно для работы в Пятой
советской экспедиции в Мирный прибыл американский гляциолог Г. Дьюарт. В
оставшуюся часть летнего сезона Евтеев участвовал в санно-тракторном
походе по западной части шельфового ледника Росса.
Интересный факт сообщил новозеландский журнал «Антарктик»: в декабре
1959 года американцы на самолете перевезли со станции Уилкс в Мак-Мёрдо
пять окольцованных пингвинов Адели. В начале ноября 1960 года двое из
этих пингвинов вернулись к станции Уилкс и пошли прямо к месту старого
гнезда.
Поход ледоколов к полуострову Терстон
Наиболее важным событием этого сезона был поход
ледоколов «Глетчер» и «Бертон Айленд» к полуострову Терстон. Командовал
походом заместитель Тайри капитан «Глетчера» МакДональд.
Берег Антарктиды в районе морей Амундсена и Беллинсгаузена оставался
почти необследованным. Снимки, сделанные с гидросамолетов в 1948 году во
время операции Хайджамп, были случайны и не позволили составить надежных
карт. Американские ледоколы и прежде предпринимали попытки проникнуть к
неизвестным берегам, но, встречая тяжелые плавучие льды, вынуждены были
отступать.
На этот раз ледоколы вошли в лед в 80 милях от полуострова Терстон.
Ледовые условия теперь оказались весьма легкими, ледовый пояс был
пройден за сутки, и 15 февраля 1960 года ледоколы подошли к полуострову
в районе мыса Флайинг-Фиш. При помощи вертолетов на берег была высажена
партия, которая собрала образцы горных пород. На вертолетах американские
гидрографы совершили полет к востоку от места стоянки на расстояние
примерно в 120 километров. С вертолета было видно, что полуостров
Терстон в действительности является го-
ристым островом — вернее, одним из группы островов.
Но детально заснять этот архипелаг не удалось.
Через несколько часов из моря Беллинсгаузена стал наступать лед, быстро
закрывая прибрежную полынью. Пришлось срочно снять береговую партию и
отступить на запад в море Амундсена. Здесь было обширное пространство
чистой воды. Но в машине «Глетчера» произошла авария. Три дня длился
ремонт, и ледоколы стояли вдали от берега. А после ремонта от военного
командования последовал приказ прекратить исследовательский поход и
спешно идти на помощь зажатым во льдах кораблям в бухте Маргерит у Земли
Грейама.
В бухте Маргерит, к северу от острова Стоннингтон, судно «Киста Дан»,
зафрахтованное английской экспедицией, попало в тяжелые льды.
Аргентинский ледокол «Генерал Сан-Мар-тин», пытаясь освободить судно
английской экспедиции, сам был зажат льдами.
8 марта 1960 года «Глетчер» пробился к «Киста Дан» и вывел ее на буксире
из льдов. Тем временем южный ветер развел лед, и аргентинский ледокол
освободился из ледового плена самостоятельно.
Время было позднее, и возвращаться для продолжения работ в морях
Амундсена или Беллинсгаузена в этот сезон не имело смысла. Вблизи
берегов началось образование молодого льда.
Два похода к Южному полюсу
Антарктической весной, в октябре 1960 года, через
Новую Зеландию в Мак-Мёрдо прилетел Альберт Крэри. Он должен был
возглавить санно-тракторный поход к Южному полюсу. В походе участвовало
восемь человек, из них шесть американцев, аргентинец и русский. Русским
был гляциолог Свенельд Евтеев, зимовавший на базе Мак-Мёрдо.
10 декабря 1960 года партия вышла из Мак-Мёрдо на трех вездеходах
«Сноу-Кэт». Выход на плато поезд совершил г*о леднику Скелтон, по
которому впервые прошла партия Хиллари в 1957 году.
Ледник изобилует многочисленными трещинами, перекрытыми снежными
мостами. На этот раз от трещиноискателя Крэри отказался, так как в
предыдущих походах он не оправдал возлагавшихся на него надежд. Поэтому
трещиноватый участок ледника Скелтон был пройден по старому, но более
надежному способу: впереди поезда шли два человека, связанные веревкой.
При этом передний длинным металлическим шестом прощупывал путь, а идущий
сзади страховал его.
При выходе с ледника Скелтон на плато самолеты доставили поезду горючее,
продовольствие и взрывчатые материалы для сейсмоакустических измерений
толщины льда.
Далее по плато впереди шли два вездехода — один с буровым станком, а
второй с гляциологической лабораторией и кухней. Третий вездеход с
сейсмостанцией двигался сзади в пяти километрах. Это позволяло по
разности давления, измерявшегося одновременно на переднем и заднем
вездеходах, вычислить превышение поверхности между ними и,
следовательно, определить высоту поверхности по маршруту похода.
Длительных остановок с полным комплексом исследований, включающих
определения толщины льда, было двенадцать. Маршрут похода на карте
выглядит наподобие гигантской латинской буквы «S». В двух местах этот
маршрут пересекался с маршрутом трансконтинентального похода Фукса.
Выполнено было большое количество гляциологических, гравиметрических и
геомагнитных наблюдений. Крэри сообщил, что по его измерениям в двух
точках, совпадающих с местами измерений поезда Фукса, толщина льда
оказалась на 900 метров больше, нежели по данным англичан *.
12 февраля 1961 года поезд прибыл на станцию Амундсен-Скотт. Отсюда 17
февраля участники похода самолетом были доставлены в Мак-Мёрдо, а затем
в Новую Зеландию.
Почти одновременно с поездом Крэри со станции Берд на Южный полюс вышла
на двух больших тракторах группа военных в 11 человек. Вышли со станции
Берд они 8 декабря
1960 года и прибыли на Южный полюс 11 января 1961 года. Проводились ли в
этом походе какие-либо научные исследования* неизвестно.
В этот же сезон американские исследователи совершили исследовательский
поход со станции Берд к северо-востоку, в район берега Эйтса (море
Беллинсгаузена). Этот поход возглавил гляциолог Бентли, уже
путешествовавший по Земле Мэри Берд. Сведения о результатах этого похода
в печати не публиковались. В конце сезона группа Бентли была вывезена
самолетом Все транспортное снаряжение было оставлено на берегу Эйтса в
точке 73° южной широты и 93° западной долготы. Это место получило
название «Лагерь Миннесота». Участники похода были доставлены в
Мак-Мёрдо, а оттуда домой.
Операция Дипфриз 61
12 декабря 1960 года в пролив Мак-Мёрдо прибыл
ледокол «Глетчер». Он доставил на американскую базу ученых и грузы.
Плавание ледокола в ледовом поясе северной части моря Росса было в этом
году спокойным. Несмотря на большое количе-
ство плавучих льдов, встречены были очень длинные
каналы, вытянутые в меридиональном направлении, т. е. по курсу корабля,
а не перпендикулярно ему, как было в другие годы.
«Глетчер» пробил канал в припайном льду пролива Мак-Мёрдо до места
выгрузки.
Позднее в операциях по доставке груза в Мак-Мёрдо участвовали ледоколы «Истуинд»
и «Эдисто», транспорты «Джон Р. Таул» и «Гринвилл Виктори» и танкер «Алатна».
Транспорт «Арнеб» производил снабжение станции Халлет.
Ледокол «Стейтен Айленд» в первую половину антарктического лета должен
был плавать в море Росса с океанографической экспедицией.
В феврале 1961 года «Стейтен Айленд» и «Глетчер» должны были пойти в
моря Амундсена и Беллинсгаузена с целью исследования и описи побережья
этих морей. Сведений о результатах этого похода пока не поступало.
Как и раньше, американцы оставили ка зимовку в проливе Мак-Мёрдо танкер
с горючим. Неожиданно в конце марта
1961 года лед взломало, и танкер вместе со льдом унесло. Ледокол «Эдисто»
искал его в море, но не нашел. Ввиду позднего времени поиски танкера
были прекращены.
В лето 1960—1961 года американцы широко применяли «Геркулесы» на лыжах
для доставки грузов на внутриконтиненталь-ные станции. Применение этих
самолетов с посадкой у станций обеспечивает сохранность доставляемых
грузов.
Станцию Берд американцы решили перенести на новое место — вернее,
построить ее заново. Дело в том, что строения существующей станции
занесло толстым слоем снега, и крыши зданий держались на подпорках из
пустых бочек, причем эти бочки сильно деформировались. Летом потолки
протекали.
Для новой станции завезено большое количество материалов и вырыты
специальные тоннели в толще снега. Американцы планируют установку на
своих базах атомных электростанций.
Операция Дипфриз 62
В октябре 1961 года военно-морской отряд под
командованием контр-адмирала Тайри прибыл на тяжелых самолетах в
Мак-Мёрдо и приступил к смене персонала ученых-наблюдате-дей станции
Амундсен-Скотт и Берд. Самолетами из Новой Зеландии, а затем и кораблями
в Мак-Мёрдо прибыли ученые, которые будут заниматься исследованиями в
летний антарктический сезон 1961 —1962 года. Наряду с работами в области
аэрометеорологии, геофизики и гляциологии в этом году большое внимание
уделяется биологическим и геологическим исследова-ням в окрестностях
Мак-Мёрдо.
Еще одна катастрофа
6 ноября 1961 года с аэродрома Мак-Мёрдо поднялся самолет «Нептун» и
взял курс к советской базе Мирный. Он летел по тому же пути, по которому
советский самолет ИЛ-12 под командованием В. М. Перова в октябре 1958
года возвращался из Мак-Мёрдо в Мирный. На борту американского самолета
геофизик Эдуард Тил выполнял аэромагнитную съемку Антарктиды. В тот же
день «Нептун» совершил посадку на припае у Мирного. Советские полярники
Шестой экспедиции тепло встретили американских летчиков, снабдили
самолет необходимым количеством бензина. На этом самолете в Мирный был
доставлен биолог Мэдисон Праер, который остался на год в Мирном.
8 ноября самолет из Мирного улетел на австралийскую станцию Уилкс. 9
ноября 1961 года было получено печальное известие, что самолет при
взлете со станции Уилкс врезался в снег и сгорел. Во время этой
катастрофы погибло пять человек, остальные четверо получили тяжелые
ожоги. В числе погибших был молодой американский ученый Эдуард Тил,
прибывший в Антарктиду для научных исследований в пятый раз.