РАБОТЫ АМЕРИКАНЦЕВ В АНТАРКТИДЕ В 1959—1962 ГОДАХ

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников) 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

Глава 38 РАБОТЫ АМЕРИКАНЦЕВ В АНТАРКТИДЕ В 1959—1962 ГОДАХ

Операция Дипфриз 60


Операция по снабжению антарктических станций в летний сезон 1959—1960 года была названа «Дипфриз 60». Руководил операцией контр-адмирал Д. Тайри.

В октябре—декабре 1959 года, как и в прежние годы, тяжелые военные самолеты доставили из Новой Зеландии в Мак-

Мёрдо срочные грузы и новую смену военного персонала антарктических баз. Из Мак-Мёрдо осуществлялись многочисленные полеты к станциям Берд и Амундсен-Скотт со сбросом грузов на парашютах. В этот сезон американцы впервые применили в Антарктиде тяжелый турбовинтовый самолет «Геркулес» С-130 на лыжах. Такой самолет совершил посадку и взлетел у станции Берд. Он перевозит до 15 тонн груза. Для облегчения взлета самолет имеет стартовые ускорители.

В морских операциях принимали участие транспорт «Арнеб», три ледокола и танкер. «Арнеб» проделал два рейса из Новой Зеландии в Антарктиду и, кроме того, осуществил переброску большого количества разных грузов с закрытой станции Литл-Америка V в Мак-Мёрдо.

В конце января 1960 года со вторым рейсом «Арнеба» прибыл в Мак-Мёрдо советский гляциолог С. А. Евтеев. Одновременно для работы в Пятой советской экспедиции в Мирный прибыл американский гляциолог Г. Дьюарт. В оставшуюся часть летнего сезона Евтеев участвовал в санно-тракторном походе по западной части шельфового ледника Росса.

Интересный факт сообщил новозеландский журнал «Антарктик»: в декабре 1959 года американцы на самолете перевезли со станции Уилкс в Мак-Мёрдо пять окольцованных пингвинов Адели. В начале ноября 1960 года двое из этих пингвинов вернулись к станции Уилкс и пошли прямо к месту старого гнезда.

Поход ледоколов к полуострову Терстон

 

 

Наиболее важным событием этого сезона был поход ледоколов «Глетчер» и «Бертон Айленд» к полуострову Терстон. Командовал походом заместитель Тайри капитан «Глетчера» МакДональд.

Берег Антарктиды в районе морей Амундсена и Беллинсгаузена оставался почти необследованным. Снимки, сделанные с гидросамолетов в 1948 году во время операции Хайджамп, были случайны и не позволили составить надежных карт. Американские ледоколы и прежде предпринимали попытки проникнуть к неизвестным берегам, но, встречая тяжелые плавучие льды, вынуждены были отступать.

На этот раз ледоколы вошли в лед в 80 милях от полуострова Терстон. Ледовые условия теперь оказались весьма легкими, ледовый пояс был пройден за сутки, и 15 февраля 1960 года ледоколы подошли к полуострову в районе мыса Флайинг-Фиш. При помощи вертолетов на берег была высажена партия, которая собрала образцы горных пород. На вертолетах американские гидрографы совершили полет к востоку от места стоянки на расстояние примерно в 120 километров. С вертолета было видно, что полуостров Терстон в действительности является го-

ристым островом — вернее, одним из группы островов. Но детально заснять этот архипелаг не удалось.

Через несколько часов из моря Беллинсгаузена стал наступать лед, быстро закрывая прибрежную полынью. Пришлось срочно снять береговую партию и отступить на запад в море Амундсена. Здесь было обширное пространство чистой воды. Но в машине «Глетчера» произошла авария. Три дня длился ремонт, и ледоколы стояли вдали от берега. А после ремонта от военного командования последовал приказ прекратить исследовательский поход и спешно идти на помощь зажатым во льдах кораблям в бухте Маргерит у Земли Грейама.

В бухте Маргерит, к северу от острова Стоннингтон, судно «Киста Дан», зафрахтованное английской экспедицией, попало в тяжелые льды. Аргентинский ледокол «Генерал Сан-Мар-тин», пытаясь освободить судно английской экспедиции, сам был зажат льдами.

8 марта 1960 года «Глетчер» пробился к «Киста Дан» и вывел ее на буксире из льдов. Тем временем южный ветер развел лед, и аргентинский ледокол освободился из ледового плена самостоятельно.

Время было позднее, и возвращаться для продолжения работ в морях Амундсена или Беллинсгаузена в этот сезон не имело смысла. Вблизи берегов началось образование молодого льда.

Два похода к Южному полюсу

 

Антарктической весной, в октябре 1960 года, через Новую Зеландию в Мак-Мёрдо прилетел Альберт Крэри. Он должен был возглавить санно-тракторный поход к Южному полюсу. В походе участвовало восемь человек, из них шесть американцев, аргентинец и русский. Русским был гляциолог Свенельд Евтеев, зимовавший на базе Мак-Мёрдо.

10 декабря 1960 года партия вышла из Мак-Мёрдо на трех вездеходах «Сноу-Кэт». Выход на плато поезд совершил г*о леднику Скелтон, по которому впервые прошла партия Хиллари в 1957 году.

Ледник изобилует многочисленными трещинами, перекрытыми снежными мостами. На этот раз от трещиноискателя Крэри отказался, так как в предыдущих походах он не оправдал возлагавшихся на него надежд. Поэтому трещиноватый участок ледника Скелтон был пройден по старому, но более надежному способу: впереди поезда шли два человека, связанные веревкой. При этом передний длинным металлическим шестом прощупывал путь, а идущий сзади страховал его.

При выходе с ледника Скелтон на плато самолеты доставили поезду горючее, продовольствие и взрывчатые материалы для сейсмоакустических измерений толщины льда.
Далее по плато впереди шли два вездехода — один с буровым станком, а второй с гляциологической лабораторией и кухней. Третий вездеход с сейсмостанцией двигался сзади в пяти километрах. Это позволяло по разности давления, измерявшегося одновременно на переднем и заднем вездеходах, вычислить превышение поверхности между ними и, следовательно, определить высоту поверхности по маршруту похода.

Длительных остановок с полным комплексом исследований, включающих определения толщины льда, было двенадцать. Маршрут похода на карте выглядит наподобие гигантской латинской буквы «S». В двух местах этот маршрут пересекался с маршрутом трансконтинентального похода Фукса. Выполнено было большое количество гляциологических, гравиметрических и геомагнитных наблюдений. Крэри сообщил, что по его измерениям в двух точках, совпадающих с местами измерений поезда Фукса, толщина льда оказалась на 900 метров больше, нежели по данным англичан *.

12 февраля 1961 года поезд прибыл на станцию Амундсен-Скотт. Отсюда 17 февраля участники похода самолетом были доставлены в Мак-Мёрдо, а затем в Новую Зеландию.

Почти одновременно с поездом Крэри со станции Берд на Южный полюс вышла на двух больших тракторах группа военных в 11 человек. Вышли со станции Берд они 8 декабря

1960 года и прибыли на Южный полюс 11 января 1961 года. Проводились ли в этом походе какие-либо научные исследования* неизвестно.

В этот же сезон американские исследователи совершили исследовательский поход со станции Берд к северо-востоку, в район берега Эйтса (море Беллинсгаузена). Этот поход возглавил гляциолог Бентли, уже путешествовавший по Земле Мэри Берд. Сведения о результатах этого похода в печати не публиковались. В конце сезона группа Бентли была вывезена самолетом Все транспортное снаряжение было оставлено на берегу Эйтса в точке 73° южной широты и 93° западной долготы. Это место получило название «Лагерь Миннесота». Участники похода были доставлены в Мак-Мёрдо, а оттуда домой.

Операция Дипфриз 61

 

12 декабря 1960 года в пролив Мак-Мёрдо прибыл ледокол «Глетчер». Он доставил на американскую базу ученых и грузы.

Плавание ледокола в ледовом поясе северной части моря Росса было в этом году спокойным. Несмотря на большое количе-

ство плавучих льдов, встречены были очень длинные каналы, вытянутые в меридиональном направлении, т. е. по курсу корабля, а не перпендикулярно ему, как было в другие годы.

«Глетчер» пробил канал в припайном льду пролива Мак-Мёрдо до места выгрузки.

Позднее в операциях по доставке груза в Мак-Мёрдо участвовали ледоколы «Истуинд» и «Эдисто», транспорты «Джон Р. Таул» и «Гринвилл Виктори» и танкер «Алатна». Транспорт «Арнеб» производил снабжение станции Халлет.

Ледокол «Стейтен Айленд» в первую половину антарктического лета должен был плавать в море Росса с океанографической экспедицией.

В феврале 1961 года «Стейтен Айленд» и «Глетчер» должны были пойти в моря Амундсена и Беллинсгаузена с целью исследования и описи побережья этих морей. Сведений о результатах этого похода пока не поступало.

Как и раньше, американцы оставили ка зимовку в проливе Мак-Мёрдо танкер с горючим. Неожиданно в конце марта

1961 года лед взломало, и танкер вместе со льдом унесло. Ледокол «Эдисто» искал его в море, но не нашел. Ввиду позднего времени поиски танкера были прекращены.

В лето 1960—1961 года американцы широко применяли «Геркулесы» на лыжах для доставки грузов на внутриконтиненталь-ные станции. Применение этих самолетов с посадкой у станций обеспечивает сохранность доставляемых грузов.

Станцию Берд американцы решили перенести на новое место — вернее, построить ее заново. Дело в том, что строения существующей станции занесло толстым слоем снега, и крыши зданий держались на подпорках из пустых бочек, причем эти бочки сильно деформировались. Летом потолки протекали.

Для новой станции завезено большое количество материалов и вырыты специальные тоннели в толще снега. Американцы планируют установку на своих базах атомных электростанций.

Операция Дипфриз 62

 

 

В октябре 1961 года военно-морской отряд под командованием контр-адмирала Тайри прибыл на тяжелых самолетах в Мак-Мёрдо и приступил к смене персонала ученых-наблюдате-дей станции Амундсен-Скотт и Берд. Самолетами из Новой Зеландии, а затем и кораблями в Мак-Мёрдо прибыли ученые, которые будут заниматься исследованиями в летний антарктический сезон 1961 —1962 года. Наряду с работами в области аэрометеорологии, геофизики и гляциологии в этом году большое внимание уделяется биологическим и геологическим исследова-ням в окрестностях Мак-Мёрдо.

 

 

 

Еще одна катастрофа


6 ноября 1961 года с аэродрома Мак-Мёрдо поднялся самолет «Нептун» и взял курс к советской базе Мирный. Он летел по тому же пути, по которому советский самолет ИЛ-12 под командованием В. М. Перова в октябре 1958 года возвращался из Мак-Мёрдо в Мирный. На борту американского самолета геофизик Эдуард Тил выполнял аэромагнитную съемку Антарктиды. В тот же день «Нептун» совершил посадку на припае у Мирного. Советские полярники Шестой экспедиции тепло встретили американских летчиков, снабдили самолет необходимым количеством бензина. На этом самолете в Мирный был доставлен биолог Мэдисон Праер, который остался на год в Мирном.

8 ноября самолет из Мирного улетел на австралийскую станцию Уилкс. 9 ноября 1961 года было получено печальное известие, что самолет при взлете со станции Уилкс врезался в снег и сгорел. Во время этой катастрофы погибло пять человек, остальные четверо получили тяжелые ожоги. В числе погибших был молодой американский ученый Эдуард Тил, прибывший в Антарктиду для научных исследований в пятый раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..