РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС ДВИГАТЕЛЯ Д-108

  Главная      Учебники - Двигатели     Двигатели Д-108 и КДМ-100. Устройство и эксплуатация (А.А. Лазарев) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС ДВИГАТЕЛЯ Д-108

 

 Двигатель Д-108 представляет собой четырехцилиндровый, четырехтактный дизель с объемно-пленочным смесеобразованием (рис. 5) топлива с воздухом, протекающим непосредственно в камере сгорания 3, типа ЦНИДИ, изготовленной в поршне 2.

Рабочий процесс в цилиндрах двигателя Д-108 следующий.

 

Во время движения поршня вниз от в. м. т. через открытый впускной клапан в цилиндр впускается чистый воздух. Происходит такт впуска, который заканчивается, когда поршень приходит в н. м. т.

Пройдя н. м. т., поршень начинает подниматься вверх.

В это время впускной клапан закрывается, выпускной клапан по-прежнему остается закрытым. При движении вверх поршень сжимает воздух в закрытом над ним пространстве. Происходит такт сжатия.

В конце такта сжатия давление воздуха в цилиндре

повышается до 35 кГ/см2, а температура до 600° С. После того как поршень займет соответствующее положение не доходя до в. м. т., топливный насос начинает впрыскивать через форсунку топливо в распыленном виде.

 

 

Рис. 5. Рабочий процесс двигателя Д-108:

1 — блок; 2 — поршень; 3 — камера сгорания в поршне; 4 — гильза; 5 — медно-асбестовая прокладка; 6 — головка блока; 7 — форсунка; 8 — специальная гайка крепления втулки; 9, 13 — уплотнительные прокладки; 10 — втулка форсунки; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — распылитель с иглой форсунки; 14 — распыливающие отверстия форсунки
 

 



Топливо впрыскивается таким образом, что большая часть его попадает на стенки камеры, расположенной в днище поршня 2, и растекается по стенке тонкой пленкой. Соприкасаясь с нагретой стенкой, пленка испаряется, пары топлива смешиваются с воздухом, имеющим вихревое движение, и самовоспламеняются от нагретого сжатого воздуха.

Поскольку испарение плёнки топлива продолжается, в процесс сгорания включаются постепенно новые порции топлива. Благодаря этому скорость нарастания давления в цилиндре невелика (5,5—6,5 кГ/см2 на Г угла поворота коленчатого вала), а максимальное давление сгорания не превышает 65 кГ/см2.

Впрыснутое форсункой в камеру сгорания в конце такта сжатия жидкое топливо воспламеняется не сразу, а через некоторое время, необходимое для прогрева капелек топлива до температуры воспламенения. Время прогрева топлива и подготовки его к воспламенению называется периодом запаздывания воспламенения.

Вследствие запаздывания воспламенения топлиеэ, также из-за необходимости полного сгорания его для получения максимальной мощности двигателя, топливо впрыскивается форсункой в камеру сгорания с опережением (по углу поворота коленчатого вала) до прихода поршня в в. м. т. При более позднем впрыске топлива ухудшается его сгорание, происходит перегрев двигателя, снижается мощность и увеличивается расход топлива. Ранний впрыск топлива ухудшает его сгорание и вызывает жесткую, со стуками, работу двигателя и снижение его мощности. Образовавшиеся при сгорании топлива газы, стремясь расшириться, давят на днище поршня. Ход поршня вниз под давлением газов называется рабочим ходом. Давление газов на поршень передается через шатун на коленчатый вал, заставляя его вращаться. Рабочий ход заканчивается, когда поршень приходит в н. м. т.

При дальнейшем вращении коленчатого вала за счет инерции маховика и энергии от сгорания топлива в других цилиндрах поршень снова поднимается вверх. В это время выпускной клапан открыт и через него поршень

выталкивает в атмосферу отработавшие газы (такт выпуска). После такта выпуска весь рабочий процесс двигателя повторяется. Все четыре такта происходят за два оборота коленчатого вала.

Порядок работы цилиндров двигателя 1—3—4—2, т. е. если при первом полуобороте коленчатого вала рабочий ход происходит в первом цилиндре, то во время второго полуоборота он произойдет в третьем цилиндре и т. д. Такой порядок работы двигателя получается в результате соответствующего расположения кулачков на распределительном валу и валу топливного насоса.

Клапаны двигателя открываются под действием кулачков один раз за один оборот распределительного вала, но так как в четырехтактном двигателе каждый клапан должен открываться один раз за четыре такта, т. е. за два оборота коленчатого вала, то распределительный вал вращается в 2 раза медленнее, чем коленчатый. Это достигается тем, что шестерня распределительного вала имеет вдвое больше зубьев, чем шестерня коленчатого вала.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..