КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЕЙ Д-108 и КДМ-100

  Главная      Учебники - Двигатели     Двигатели Д-108 и КДМ-100. Устройство и эксплуатация (А.А. Лазарев) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ Д-108 и КДМ-100


Двигатели Д-108 и КДМ-100 состоят из:

1) кривошипно-шатунного механизма;

2) механизма привода к агрегатам двигателя;

3) клапанно-распределительного механизма;

4) системы охлаждения;

5) системы смазки;

6) системы питания двигателя воздухом и топливом;

7) пускового устройства (пускового двигателя с механизмами силовой передачи).



КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЕЙ Д-108 и КДМ-100 - ЧАСТЬ 1



Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Ниже описано устройство этого механизма.

Блок цилиндров 42 и верхняя часть картера двигателя представляют собой единую отливку из серого чугуна (рис. 8).

В отверстия блока запрессованы четыре гильзы 47. Пространство между стенками блока и гильзами является водяной рубашкой 44. Три литые вертикальные перегородки 9, 13 и 23 блока, а также передняя 32 и задняя 56 стенки образуют в нижней усиленной части гнезда для пяти коренных подшипников коленчатого вала. В обработанные прямоугольные пазы гнезд установлены крышки подшипников 1, 8, 16, 22 и 28, прикрепленные к блоку шпильками 3 (рис. 9). К гнездам подсоединены трубки 4,
5, 12, 17, 19 и 25 (рис. 8), по которым масло из главного маслопровода 11 поступает к подшипникам коленчатого вала.

Каждый коренной подшипник состоит из двух вкладышей (верхнего и нижнего). Верхние вкладыши 3, 6, 15, 21 и 26 устанавливают в гнездах (постелях)

блока. Они удерживаются от проворота и осевого перемещения «усиками» 9 (рис. 10), входящими в пазы гнезд блока. Нижние вкладыши 2, 7, 14, 20 и 27 (см. рис. 8) устанавливают в крышках. Они удерживаются от проворота и осевого перемещения также при помощи «усиков» 9 (рис. 10), входящих в пазы крышек. Крышки подшипников растачивают совместно с блоком. Каждая крышка имеет свой порядковый номер, нанесенный на торце.

На передних торцах подшипников выбиты цифры порядкового номера, по которым их устанавливают вместе с соответствующими крышками. Наружный диаметр сталеалюминевых вкладышей 103 мм, а сталебаббитовых — 118 мм.

Подшипники, кроме пятого, имеют специальные пазы для снятия ломиком крышки. Крышка 1 (см. рис. 8) пятого коренного подшипника для этой же цели имеет отверстие с резьбой М14 X 2 под съемник. Для устранения вытекания масла из картера двигателя в кожух маховика, по бокам крышки пятого подшипника сделана полукруглая канавка, в которую забита деревянная прокладка 60. К наклонной обработанной плоскости 18 (см. рис. 9) прикреплен пусковой двигатель. Водораспределительная камера с левой стороны блока сообщается с водяной рубашкой четырьмя отверстиями. Передняя крышка 41 (см. рис. 8) водораспределительной камеры имеет фланец 43 для крепления подводящей трубы, по которой вода поступает в блок дизеля и в водяную рубашку пускового

двигателя. В задней крышке водораспределительной камеры имеется отверстие, закрытое пробкой 53, через которое спускают воду из рубашки блока цилиндров. С правой стороны блока имеются четыре люка 18 для осмотра коренных и шатунных подшипников. Люки закрываются крышками 6 (см. рис. 9).

В месте крепления топливного насоса с регулятором имеется отверстие, в которое вставлена трубка 11 с резиновым уплотнительным кольцом, по которой подводится масло к регулятору.
В передней и задней стенках и в средней перегородке блока 42 (см. рис. 8) имеются бобышки, в которые запрессованы подшипники скольжения 37, 49 и 54 распределительного вала. Внутри к стенке блока крепится главный маслопровод 11, имеющий переднее подвижное крепление при помощи шпильки 50 и пружины 51, позволяющее маслопроводу свободно удлиняться при нагревании. Спереди блока в отверстия с конической резьбой ввернуты штуцеры 1, 9, 19 и 21 (см. рис. 9) трубок 10 и 20, подводящих масло от переднего коренного подшипника к передней опоре распределительного вала и к осям большой и малой промежуточных шестерен.

 

В нижнюю и заднюю плоскости блока запрессованы установочные штифты для картера и кожуха маховика. В нижней плоскости блока имеются два канала. По одному каналу масло от масляного насоса поступает к маслораспределительной плите, а по другому масло, очищенное в фильтре тонкой очистки, стекает в картер.

Установку коренных вкладышей необходимо производить, руководствуясь схемой, показанной на рис. 10. Затяжку гаек крепления крышек подшипников следует выполнять в последовательности, указанной на рис. 11, где цифры указывают порядок затяжки.

 

 

 

Рис. 8. Блок цилиндров двигателя КДМ-100 (вид слева с разрезом по коренным подшипникам):
1 — крышка пятого коренного подшипника; 2 — нижний вкладыш пятого коренного подшипника; 3 — верхний вкладыш пятого коренного подшипника; 4 — трубка подвода масла к пятому коренному  подшипнику; 5 — трубка подвода масла к четвертому коренному подшипнику; 6 — верхний вкладыш четвертого подшипника; 7 — нижний вкладыш четвертого подшипника; 8 — крышка четвертого подшипника; 9, 13, 23 — перегородки в блоке; 10, 24 — трубки подвода масла к валикам коромысел; 11 — главный маслопровод (главная масляная магистраль); 12, 17 — трубки подвода масла к третьему подшипнику 14 — нижние вкладыши третьего подшипника; 15 — верхние вкладыши третьего подшипника; 16 — крышка третьего подшипника; 18 -- люк в блоке; 19 — трубка подвода масла ко второму коренному подшипнику; 20 — нижний вкладыш второго подшипника; 21 — верхний вкладыш второго подшипника; 22 — крышка второго подшипника; 25— трубка подвода масла к первому коренному подшипнику; 26 — верхний вкладыш первого подшипника; 27 — нижний вкладыш первого подшипника; 28 — крышка первого подшипника; 29 —г штифт для соединения кожуха шестерен распределения с блоком; 30 — штуцер подвода масла к оси малой промежуточной шестерни; 31 — трубка; 32 — передняя стенка блока; 33 — штуцер; 34 — штуцер подвода масла к коренным подшипникам; 35 — уплотнительная прокладка; 36 — полый болт; 37 — передний подшипник распределительного вала; 38 — штуцер подвода масла к переднему подшипнику распределительного вала; 39 — трубка подвода масла к переднему подшипнику распределительного вала; 40 — резиновые уплотнительные кольца гильзы; 41 — крышка водораспределительной камеры; 42 — блок цилиндров; 43 — фланец для крепления подводящей трубы подвода воды от водяного насоса; 44 — водяная рубашка блока; 45 — отверстие для валика декомпрессорного механизма; 46 — медная уплотнительная прокладка; 47 — гильза; 48 — шпильки крепления головок блока; 49 — средние подшипники распределительного вала; 50 — шпилька крепления главного маслопровода; 51 — пружина; 52 — сальник валика декомпрессорного механизма; 53 — спускная пробка; 54 — задний подшипник распределительного вала; 55 — заглушка; 56 — задняя стенка блока; 57 — штифт для соединения кожуха маховика с блоком; 58 — вкладыши; 59 — шпильки
крепления кожуха маховика; 60 — деревянная прокладка

 

 

 

 

Рис. 9. Блок цилиндров двигателя КДМ-100 (вид спереди):
1 — штуцер; 2 — крышка коренного подшипника; 3 — шпильки крепления крышек подшипником; 4 — нижняя привалочная плоскость блока; 5 — штифт крепления картера; 6 — крышка люка; 7 — прокладка; 8 — втулка подвода масла к оси малой промежуточной шестерни; 9 — штуцер подвода масла к оси малой промежуточной шестерни; 10 — трубка подвода масла к оси малой промежуточной шестерни; 11 — трубка подвода масла к валику регулятора;
12 — штуцер крепления главного маслопровода; 13 — шпильки крепления топливного насоса с регулятором; 14 — штифт для соединения корпуса регулятора с блоком; 15 — главный маслопровод; 16 — трубка подвода масла к валику коромысел; 17 — крышка водораспределительной камеры; 18 — наклонная обработанная плоскость блока; 19 — штуцер подвода масла к оси большой промежуточной шестерни; 20 — трубка подвода масла к переднему подшипнику распределительного вала и к оси большой промежуточной шестерни; 21 — штуцер подвода масла к переднему подшипнику распределительного вала; 22 — блок

 

 

 

Рис. 10. Схема установки взаимозаменяемых коренных вкладышей в блоке дизеля:

1 — крышка пятого коренного подшипника; 2 — задние верхний и нижний вкладыши; 3 — блок; 4 — задняя плоскость блока; 5 — верхний пятый вкладыш коренного подшипника; 6 — второй, третий и четвертый верхние вкладыши коренные; 7 — первый верхний коренной вкладыш; 8 — передняя стенка блока; 9 — фиксирующие «усики» вкладышей; 10 — крышка первого коренного подшипника; 11 — первый нижний вкладыш; 12 — крышка второго вкладыша; 13 — второй, третий и четвертый нижние вкладыши; 14 — крышка третьего подшипника; 15 — крышка четвертого подшипника; 16 — пятый нижний вкладыш; 17 — плоскость блока под крышку подшипника; 18 — нитка шелк № 13 ГОСТ 1870 — 42, длина 100 мм

 

 

 

Рис. 11. Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..