7) пускового устройства (пускового двигателя с механизмами силовой
передачи).
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЕЙ Д-108 и КДМ-100 - ЧАСТЬ 1
Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования
возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение
коленчатого вала. Ниже описано устройство этого механизма.
Блок цилиндров 42 и верхняя часть картера двигателя представляют собой
единую отливку из серого чугуна (рис. 8).
В отверстия блока запрессованы четыре гильзы 47. Пространство между
стенками блока и гильзами является водяной рубашкой 44. Три литые
вертикальные перегородки 9, 13 и 23 блока, а также передняя 32 и задняя
56 стенки образуют в нижней усиленной части гнезда для пяти коренных
подшипников коленчатого вала. В обработанные прямоугольные пазы гнезд
установлены крышки подшипников 1, 8, 16, 22 и 28, прикрепленные к блоку
шпильками 3 (рис. 9). К гнездам подсоединены трубки 4,
5, 12, 17, 19 и 25 (рис. 8), по которым масло из главного маслопровода
11 поступает к подшипникам коленчатого вала.
Каждый коренной подшипник состоит из двух вкладышей (верхнего и
нижнего). Верхние вкладыши 3, 6, 15, 21 и 26 устанавливают в гнездах
(постелях)
блока. Они удерживаются от проворота и осевого
перемещения «усиками» 9 (рис. 10), входящими в пазы гнезд блока. Нижние
вкладыши 2, 7, 14, 20 и 27 (см. рис. 8) устанавливают в крышках. Они
удерживаются от проворота и осевого перемещения также при помощи
«усиков» 9 (рис. 10), входящих в пазы крышек. Крышки подшипников
растачивают совместно с блоком. Каждая крышка имеет свой порядковый
номер, нанесенный на торце.
На передних торцах подшипников выбиты цифры порядкового номера, по
которым их устанавливают вместе с соответствующими крышками. Наружный
диаметр сталеалюминевых вкладышей 103 мм, а сталебаббитовых — 118 мм.
Подшипники, кроме пятого, имеют специальные пазы для снятия ломиком
крышки. Крышка 1 (см. рис. 8) пятого коренного подшипника для этой же
цели имеет отверстие с резьбой М14 X 2 под съемник. Для устранения
вытекания масла из картера двигателя в кожух маховика, по бокам крышки
пятого подшипника сделана полукруглая канавка, в которую забита
деревянная прокладка 60. К наклонной обработанной плоскости 18 (см. рис.
9) прикреплен пусковой двигатель. Водораспределительная камера с левой
стороны блока сообщается с водяной рубашкой четырьмя отверстиями.
Передняя крышка 41 (см. рис. 8) водораспределительной камеры имеет
фланец 43 для крепления подводящей трубы, по которой вода поступает в
блок дизеля и в водяную рубашку пускового
двигателя. В задней крышке водораспределительной
камеры имеется отверстие, закрытое пробкой 53, через которое спускают
воду из рубашки блока цилиндров. С правой стороны блока имеются четыре
люка 18 для осмотра коренных и шатунных подшипников. Люки закрываются
крышками 6 (см. рис. 9).
В месте крепления топливного насоса с регулятором имеется отверстие, в
которое вставлена трубка 11 с резиновым уплотнительным кольцом, по
которой подводится масло к регулятору.
В передней и задней стенках и в средней перегородке блока 42 (см. рис.
8) имеются бобышки, в которые запрессованы подшипники скольжения 37, 49
и 54 распределительного вала. Внутри к стенке блока крепится главный
маслопровод 11, имеющий переднее подвижное крепление при помощи шпильки
50 и пружины 51, позволяющее маслопроводу свободно удлиняться при
нагревании. Спереди блока в отверстия с конической резьбой ввернуты
штуцеры 1, 9, 19 и 21 (см. рис. 9) трубок 10 и 20, подводящих масло от
переднего коренного подшипника к передней опоре распределительного вала
и к осям большой и малой промежуточных шестерен.
В нижнюю и заднюю плоскости блока запрессованы
установочные штифты для картера и кожуха маховика. В нижней плоскости
блока имеются два канала. По одному каналу масло от масляного насоса
поступает к маслораспределительной плите, а по другому масло, очищенное
в фильтре тонкой очистки, стекает в картер.
Установку коренных вкладышей необходимо производить, руководствуясь
схемой, показанной на рис. 10. Затяжку гаек крепления крышек подшипников
следует выполнять в последовательности, указанной на рис. 11, где цифры
указывают порядок затяжки.
Рис. 8. Блок цилиндров двигателя КДМ-100 (вид
слева с разрезом по коренным подшипникам):
1 — крышка пятого коренного подшипника; 2 — нижний вкладыш пятого
коренного подшипника; 3 — верхний вкладыш пятого коренного подшипника; 4
— трубка подвода масла к пятому коренному подшипнику; 5 — трубка
подвода масла к четвертому коренному подшипнику; 6 — верхний вкладыш
четвертого подшипника; 7 — нижний вкладыш четвертого подшипника; 8 —
крышка четвертого подшипника; 9, 13, 23 — перегородки в блоке; 10, 24 —
трубки подвода масла к валикам коромысел; 11 — главный маслопровод
(главная масляная магистраль); 12, 17 — трубки подвода масла к третьему
подшипнику 14 — нижние вкладыши третьего подшипника; 15 — верхние
вкладыши третьего подшипника; 16 — крышка третьего подшипника; 18 -- люк
в блоке; 19 — трубка подвода масла ко второму коренному подшипнику; 20 —
нижний вкладыш второго подшипника; 21 — верхний вкладыш второго
подшипника; 22 — крышка второго подшипника; 25— трубка подвода масла к
первому коренному подшипнику; 26 — верхний вкладыш первого подшипника;
27 — нижний вкладыш первого подшипника; 28 — крышка первого подшипника;
29 —г штифт для соединения кожуха шестерен распределения с блоком; 30 —
штуцер подвода масла к оси малой промежуточной шестерни; 31 — трубка; 32
— передняя стенка блока; 33 — штуцер; 34 — штуцер подвода масла к
коренным подшипникам; 35 — уплотнительная прокладка; 36 — полый болт; 37
— передний подшипник распределительного вала; 38 — штуцер подвода масла
к переднему подшипнику распределительного вала; 39 — трубка подвода
масла к переднему подшипнику распределительного вала; 40 — резиновые
уплотнительные кольца гильзы; 41 — крышка водораспределительной камеры;
42 — блок цилиндров; 43 — фланец для крепления подводящей трубы подвода
воды от водяного насоса; 44 — водяная рубашка блока; 45 — отверстие для
валика декомпрессорного механизма; 46 — медная уплотнительная прокладка;
47 — гильза; 48 — шпильки крепления головок блока; 49 — средние
подшипники распределительного вала; 50 — шпилька крепления главного
маслопровода; 51 — пружина; 52 — сальник валика декомпрессорного
механизма; 53 — спускная пробка; 54 — задний подшипник
распределительного вала; 55 — заглушка; 56 — задняя стенка блока; 57 —
штифт для соединения кожуха маховика с блоком; 58 — вкладыши; 59 —
шпильки
крепления кожуха маховика; 60 — деревянная прокладка
Рис. 9. Блок цилиндров двигателя КДМ-100 (вид
спереди):
1 — штуцер; 2 — крышка коренного подшипника; 3 — шпильки крепления
крышек подшипником; 4 — нижняя привалочная плоскость блока; 5 — штифт
крепления картера; 6 — крышка люка; 7 — прокладка; 8 — втулка подвода
масла к оси малой промежуточной шестерни; 9 — штуцер подвода масла к оси
малой промежуточной шестерни; 10 — трубка подвода масла к оси малой
промежуточной шестерни; 11 — трубка подвода масла к валику регулятора;
12 — штуцер крепления главного маслопровода; 13 — шпильки крепления
топливного насоса с регулятором; 14 — штифт для соединения корпуса
регулятора с блоком; 15 — главный маслопровод; 16 — трубка подвода масла
к валику коромысел; 17 — крышка водораспределительной камеры; 18 —
наклонная обработанная плоскость блока; 19 — штуцер подвода масла к оси
большой промежуточной шестерни; 20 — трубка подвода масла к переднему
подшипнику распределительного вала и к оси большой промежуточной
шестерни; 21 — штуцер подвода масла к переднему подшипнику
распределительного вала; 22 — блок
Рис. 10. Схема установки взаимозаменяемых
коренных вкладышей в блоке дизеля:
1 — крышка пятого коренного подшипника; 2 —
задние верхний и нижний вкладыши; 3 — блок; 4 — задняя плоскость блока;
5 — верхний пятый вкладыш коренного подшипника; 6 — второй, третий и
четвертый верхние вкладыши коренные; 7 — первый верхний коренной
вкладыш; 8 — передняя стенка блока; 9 — фиксирующие «усики» вкладышей;
10 — крышка первого коренного подшипника; 11 — первый нижний вкладыш; 12
— крышка второго вкладыша; 13 — второй, третий и четвертый нижние
вкладыши; 14 — крышка третьего подшипника; 15 — крышка четвертого
подшипника; 16 — пятый нижний вкладыш; 17 — плоскость блока под крышку
подшипника; 18 — нитка шелк № 13 ГОСТ 1870 — 42, длина 100 мм
Рис. 11. Порядок затяжки болтов крепления крышек
коренных подшипников