КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЕЙ Д-108 и КДМ-100 - ЧАСТЬ 3
Коленчатый вал двигателей Д-108 и КДМ-100 — штампованный стальной
(сталь 45Г2) (рис. 15), имеет четыре шатунных и пять коренных шеек,
которые закалены токами высокой частоты на глубинуЗ,5—6,5лшдо твердости
по Роквеллу >=48.
Рис. 15. Коленчатый вал
В коленах вала просверлены маслоподводящие каналы, соединяющие рабочие
поверхности коренных и шатунных шеек.
Масло, поступившее от главной магистрали, подвергается центробежной
очистке в полостях 23 шатунных шеек. Наиболее чистое масло по трубке 24
поступает к ша-тунным вкладышам, что уменьшает их износ. Технологические
отверстия, соединяющие каналы в коленчатом валу, имеют пробки 13 и 16.
На переднем конце коленчатого вала на шпонках 3, 5 закреплены ведущая
шестерня 11 для привода шестерен распределения и шкив 6 для привода
вентилятора. Ше-стерня 11 закреплена гайкой 10, а шкив 6 — болтом 9,
застопоренным болтом 8 с левой резьбой.
Для обеспечения возможности отбора мощности с носка коленчатого вала
шкив имеет восемь резьбовых отверстий 7 размером М12 X 1,75, глубиной 37
мм, с направляющей частью диаметром 13 мм и глубиной 12 мм.
На пятой коренной шейке и на носке вала нарезаны маслосгонные резьбы 4 и
17.
От осевых перемещений коленчатый вал удерживается бронзовым упорным
диском 2, который насажен на шпонке 3 и вращается вместе с валом между
двумя чугунными плитами 1, прикрепленными к блоку двигателя. Осевой
зазор (0,1—0,5 мм) между упорным диском коленчатого вала и плитами
обеспечивается дистанционными втулками 12, установленными между плитами.
Масло к упорному диску коленчатого вала поступает из канала вала, в
который запрессована втулка с калиброванным отверстием.
Для уменьшения нагрузки на коренные подшипники от инерционных сил
коленчатый вал имеет четыре противовеса 14, прикрепленных к щекам вала
шпильками 15. К фланцу коленчатого вала шестью болтами 21 крепится литой
чугунный маховик 19 со стальным каленым зубчатым венцом 18, в зацепление
с которым при пуске дизеля входит шестерня механизма включения пускового
двигателя.
На наружной цилиндрической поверхности маховика нанесены установочные
метки: «в.м.т. 1-4 цил.» и «в. м. т. 2-3 цил.», которые используются при
регулировке зазоров в клапанах, а также во время регулировки топливного
насоса.
Головка блока 7 цилиндров литая чугунная (рис. 16), общая на два
цилиндра, крепится к блоку шпильками. Между головкой и блоком
установлена уплотнительная медно-асбестовая прокладка.
В каждой головке установлено четыре клапана: по одному впускному 5 и
одному выпускному 6 на каждый цилиндр. Каждый клапан наружной 4 и
внутренней 3 пружинами плотно прижимается тарельчатой головкой с
коническим пояском к своему гнезду в головке двигателя. Пружины
удерживаются в сжатом состоянии опорной шайбой 2, закрепленной на
стержне клапана при помощи сухариков 1. На верхней плоскости головки
закреплены чугунные стойки 16 (рис. 4) с валиками 15 коромысел 13 и
основание колпака 11.
Водяная рубашка 4 (рис. 17) головки 1 сообщается с водяной рубашкой
блока при помощи отверстий,
в которые запрессованы колпачки-дефлекторы 13 и 16
с боковыми отверстиями, направляющие струю воды из блока на наиболее
нагретые части головки. Два длинных дефлектора 16 каждого цилиндра
направляют воду на перемычку между клапанными гнездами 11 и 12
два коротких 13 у двигателя Д-108 — ко втулке
8 форсунки, у двигателя КДМ-100 — к предкамере 7 (см. рис. 6). В
отверстия под клапаны запрессованы направляющие втулки 3 (см. рис. 17).
Рис. 16. Головка в сборе
Рис. 17. Головка блока
В отверстия головок входят водоперепускные медные трубки, уплотненные
резиновыми кольцами. Для правильной запрессовки в отверстия головки на
торцах дефлекторов нанесены риски 15, которые должны быть совмещены с
рисками 17 и 18, нанесенными на дне рас-точеных гнезд под дефлекторы.
По сравнению с двигателем КДМ-100, у головки цилиндров двигателя Д-108
увеличены расстояния между осями клапанных гнезд до 73 мм, вместо 65 мм,
и ширина перемычки между клапанными гнездами 11 и 12.
В головках 1 блока двигателя Д-108 предусмотрены отверстия для установки
латунных втулок 8 форсунок. Втулки закреплены специальными гайками 6,
имеющими наружную резьбу М42 X 1,5 и внутренние пазы под ключ (в виде
лопатки) размером 8 X 32 мм. Под торец втулки 8, а также между втулкой и
гайкой 6 положены медные уплотнительные прокладки 10 и 7. В канавки на
верхней части втулки вставлены два резиновые уплотнительные кольца 9.
В головках двигателя КДМ-100 предусмотрены резьбовые отверстия для
установки предкамеры 7 (см. рис. 6).
Под торец предкамеры положена уплотнительная медная прокладка 15. В
канавку предкамеры вставлено резиновое уплотнительное кольцо 13.
Предкамера 7 застопорена винтом 14, ввернутым в головку цилиндра.
В головке цилиндра имеются отверстия 14 (рис. 17) под шпильки для
крепления ее к блоку, окна 19 для штанг толкателей и штанг
декомпрессионного механизма, сообщающиеся с окнами блока, и отверстия
20, служащие направляющими для штанг декомпрессора. Технологические
отверстия в верхней стенке головки закрыты резьбовыми пробками 2 и 5.