Обслуживание распределителя зажигания автобуса ЗИС-155
Для обеспечения исправной работы
распределителя зажигания в течение продолжительного времени
рекомендуется через каждые 4000 км пробега выполнять следующие
профилактические работы:
1. Протереть сухими чистыми концами наружные поверхности распределителя,
затем, сняв крышку, тщательно протереть чистой тряпкой, слегка смоченной
в бензине, внутреннюю поверхность крышки и все основные детали
распределителя, обращая особое внимание на поверхности электродов
крышки, токоразносной пластины и контактов. Если токопроводные
поверхности замаслены, необходимо их очистить.
2. Проверить состояние контактов прерывателя. Если контакты подгорели
или неплотно прилегают один, к другому, их нужно зачистить надфилем или
мелкой стеклянной шкуркой № 00. Запрещается применять для зачистки
контактов монеты или другие случайные предметы, так как это может
привести к порче контактов.
Плотное прилегание контактов прерывателя по всей поверхности
обеспечивает исправную работу распределителя и повышает срок его службы.
Требуемое прилегание контактов достигается правильной и тщательной их
зачисткой.
Для получения правильною взаимною расположения контактов допускается
незначительно подгибать стойку неподвижного контакта. В том случае, если
контакты сильно подгорели или износились настолько, что зачисткой не
удается восстановить требуемого прилегания и зазора, оба контакта
(неподвижный и подвижный) необходимо заменить.
После каждой зачистки или замены контактов нужно отрегулировать зазор
между ними.
Регулировка зазора между контактами распределителя
зажигания производится в следующем порядке:
а) медленно поворачивая коленчатый вал двигателя с помощью пусковой
рукоятки, установить максимальный зазор между контактами прерывателя;
б) проверить щупом зазор. Нормальная величина зазора между контактами
должна находиться в пределах 0,35—0,45 мм. Если величина зазора,
измеренная щупом, не укладывается в указанные пределы, следует ослабить
винт 34 (фиг. 117) крепления стойки неподвижного контакта и, вращая
регулировочный эксцентрик 30 в нужную сторону, установить нормальную
величину зазора. После затяжки винта 34 следует вторично проверить щупом
зазор между контактами.
3. Отрегулировав зазор между контактами прерывателя в случае их зачистки
или замены, рекомендуется проверить натяжение пружины рычажка
прерывателя. От величины усилия пружины зависит правильность работы
прерывателя и минимальные износы контактов. Нормальное усилие натяжения
пружины, измеренное динамометром в направлении оси контактов, должно
находиться в пределах 0,4—0,65 кг.
Слабая пружина может вызывать при работе двигателя на больших оборотах
перебои в зажигании, а чрезмерно сильная — повышенный износ и разбивание
контактов прерывателя.
При регулировании усилия пружины нужно ослабить винт крепления пружины к
упору 35 и осторожно подогнуть пружину в соответствующую сторону.
Проверка усилия пружины динамометром должна проводиться при надежно
затянутом винте крепления пружины к упору.
4. Проверять работу конденсатора. Неисправность конденсатора будет
характеризоваться пониженным напряжением в цепи высокого напряжения. В
этом случае значительно затрудняется пуск двигателя (особенно в зимнее
время), его работа может сопровождаться перебоями, а при переходе на
большую нагрузку двигатель будет останавливаться.
Цепь высокого напряжения системы зажигания следует проверять специальным
прибором, а при отсутствии такого следующим образом. Вынуть центральный
провод высокого напряжения из крышки распределителя и поднести его к
«массе» на расстояние
2—3 мм. Затем, поворачивая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой
или размыкая рукой контакты прерывателя, следить за характером искры.
5. Проверять регулирование центробежного и вакуумного регуляторов при
помощи необходимого инструмента и контрольной аппаратуры. Неисправность
может быть вызвана ослаблением или поломкой пружин 10 грузиков 6.
Опережение зажигания в таких случаях увеличивается. Дефект может быть
временно компенсирован соответствующей перестановкой октан-корректора.
6. Регулярно смазывать втулки, служащие
подшипниками валика распределителя, поворачивая крышку колпачковой
масленки, в которую должна закладываться смазка.
Отсутствие смазки влияет на увеличение износов втулок, из-за которых
могут быть нарушены установленные зазоры между гокобразносной пластиной
бегунка и контактами прерывателя, следствием чего будут перебои в работе
двигателя.