Исправная работа всей системы электрооборудования автобуса в
значительной мере зависит от работы источников тока, на обслуживание
которых в эксплуатации должно быть обращено особое внимание.
Обслуживание генератора автобуса ЗИС-155
Для обеспечения исправной работы генератора необходимо ежедневно
проверять надежность присоединения проводов к генератору и натяжение
ремня, очищать корпус и клеммы генератора от масла и грязи и промывать
фильтр генератора в соответствии с указаниями в карте смазки.
Через каждые 8000 км пробега следует:
1. Очищать коллектор генератора чистой тряпкой, смоченной б бензине,
следы нагара очищать мелкой стеклянной шкуркой №00.
2. Продувать генератор сухим сжатым воздухом или ручными мехами.
3. Проверять рабочую поверхность щеток, давление щеточных пружин,
отсутствие заедания щеток в щеткодержателях. По мере надобности менять
изношенные щетки.
Минимально допустимая высота изношенной щетки 15 мм, давление пружины
0,6—0,75 кг.
В случае необходимости установки новых щеток следует притереть их по
коллектору. Для этого перед установкой щетки в щеткодержатель ее нужно
обработать крупной стеклянной шкуркой на специальном приспособлении —
барабане, диаметр которого равен диаметру коллектора. Затем, вложив ее в
щеткодержатель, окончательно ее притереть по коллектору, для чего между
щеткой и коллектором следует проложить стеклянную шкурку № 00 (рабочей
поверхностью к щетке) и двигать ее взад и вперед, не отрывая от
коллектора, чтобы края щетки не были закругленными и поверхность их
соответствовала поверхности коллектора.
4. Проверять затяжку болтов крепления генератора и натяжение ремня. В
подшипники генератора нужно закладывать смазку, в соответствии с картой
смазки: со стороны привода — через масленку, со стороны коллектора —
сняв крышку вала генератора.
Через каждые 24 000 км пробега произвести тщательный осмотр, как указано
выше. В случае необходимости разобрать генератор, проточить коллектор (в
специальной мастерской), после чего подрезать меканитовую изоляцию между
коллекторными пластинами на глубину 0,8 мм и отшлифовать коллектор
мелкой стеклянной шкуркой № 00.
Основные неисправности генератора. Возможные причины отсутствия зарядки
или плохая зарядка аккумуляторной батареи генератором:
1) неисправность в проводке между генератором, регулятором и батареей;
2) загрязнение или замасливание коллектора;
3) слабый нажим щеток на коллектор:
а) щетки изношены по высоте — необходимо сменить щетки и притереть их;