Система управления автобусом состоит из рулевого механизма и рулевых
тяг.
Для получения высокой маневренности автобуса, при сравнительно большой
его базе управляемые колеса имеют большой угол поворота. Максимальный
угол поворота внутреннего колеса 38°, при угле качания сошки 90°.
Продольная рулевая тяга имеет два сферических сухаря, зажимающих шаровой
палец. При сборке регулировочная пробка затягивается до отказа, а затем
для свободного вращения шарового пальца отпускается на 1/2 — 3/4
оборота и фиксируется шплинтом.
Поперечная рулевая тяга имеет правую и левую резьбу по концам, на
которые навинчиваются головки с шаровыми пальцами. Наличие правой и
левой резьбы на концах позволяет изменять длину тяги и регулировать сход
колес без разборки.
Головки продольной рулевой тяги имеют эксцентричные сухари, попарно
стягиваемыми пружинами. Такие головки не нуждаются в регулировании.
Поворотные рычаги установлены в поворотных кулаках на конусах со
шпонками и затянуты гайками.
Шаровые пальцы сменные; они также установлены на конусах и затягиваются
гайками. Диаметр сферы шарового пальца 36 мм.
Рулевой механизм (фиг. 80) состоит из глобоидального червяка и ролика.
Передаточное число (среднее) 23,5. Для полного поворота из одного
крайнего положения в другое необходимо сделать 5,5—6 оборотов рулевого
колеса.
Глобоидальный червяк установлен на двух конических роликовых
подшипниках, которые имеют плоскую базу и собираются с предварительным
натягом. Беговые дорожки роликов выполнены непосредственно на концах
червяка. Подшипники не имеют внутренних колец.
Верхний подшипник червяка опирается в буртик на картере, а нижний
прижимается крышкой. Под фланец крышки закладывается набор тонких
стальных прокладок. При износе подшипников часть прокладок может быть
удалена.
В нижней крышке подшипника червяка расположена трубка, поднимающаяся
выше уровня масла. Через эту трубку проходит провод от кнопки сигнала.
Ролик выполнен трехрядным для увеличения угла качания сошки и установлен
на игольчатом подшипнике.
Глобоидальный червяк не может быть нарезан с дуговой образующей
произвольного центрального угла, поэтому использован тройной ролик,
который в крайних положениях выходит из зацепления правым или левым
зубом, компенсируя недостающую длину дуги, образующей червяка.
Пара — ролик и червяк — выполнена таким образом, что можно регулировать
зазор в среднем положении сошки, практически равный нулю.
Малый зазор в зацеплении средней части червяка с роликом нужен потому,
что большую часть времени автобус движется по прямой.
При повороте вправо или влево зазор между червяком
и роликом увеличивается, что предотвращает заклинивание рулевого
механизма из-за возможной неточности изготовления.
Для повышения износоустойчивости червяк, ролик и его ось изготовлены из
легированной стали и закалены.
Вал сошки вращается в двух бронзовых втулках, запрессованных в картер и
крышку. Для предотвращения перекосов и возможного при этом защемления
вала сошки обработка обеих втулок производится одновременно.
Сошка установлена на конусе с мелкими шлицами и затянута гайкой.
Вал руля (трубчатого сечения) запрессован нижним шлицевым концом в
червяк и развальцован. Верхний конец вала установлен в шариковом
подшипнике, помещенном во внешней трубе руля. Рулевое колесо имеет три
спицы и обод диаметром 550 мм. Устанавливается рулевое колесо на
конусный конец вала, фиксируется шпонкой и затягивается гайкой.
В ступице рулевого колеса смонтирована кнопка электрического сигнала.
Картер рулевого механизма литой из ковкого чугуна, имеет съемную боковую
крышку, в которой расположена одна из втулок вала сошки. В картер
запрессован нижний конец внешней трубы руля. Руль в сборе монтируется на
переднем левом лонжероне каркаса основания автобуса с помощью
штампованного стального кронштейна.