ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131Н
ПУСК И ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ
Пуск двигателя с помощью предпускового
подогревателя автомобиля ЗИЛ-131Н
1. Подготовить 32 ... 35 л воды для системы охлаждения.
2. Закрыть жалюзи радиатора, открыть капот двигателя: при сильном ветре
принять меры, чтобы открытый капот не был поврежден. Отключить масляный
радиатор и надеть утеплительный чехол на его облицовку.
3. Открыть пробки радиатора и заливной воронки подогревателя, закрыть
кран котла и кран трубопровода.
Если краны замерзли, следует закрыть их при прогреве двигателя после
того, как из кранов потечет вода. Сливной кран патрубка радиатора
оставить открытым.
4. Если топливо в бачке отсутствует или его недостаточно, наполнить
бачок. Следите, чтобы он не был переполнен и чтобы не проливалось
топливо.
5. Залить 1,5 л воды в котел подогревателя через воронку 3 (см. рис.
34).
6. Открыть кран 24.
7. На 45 с установить ручку переключателя 18 в положение II; при этом
включается электродвигатель вентилятора, открывается электромагнитый
клапан, и асбестовая футеровка камеры сгорания смачивается бензином. При
очень низкой температуре это время надо увеличить до 100 с.
Поставить переключатель в положение «О» и включить
выключатель 21 свечи, оставляя его нажатым; при этом одновременно ток
подается не только на свечу 11, но и на спираль 25 подогрева
электромагнитного клапана, установленную в корпусе клапана. Как только
контрольная спираль 19 накалится до светло-красного цвета, произойдет
воспламенение топлива в камере сгорания; при этом будет слышен «хлопок».
После хлопка включить подогреватель, переместив ручку переключателя 18 в
положение И. При достижении устойчивой работы подогревателя выключить
свечу, отпустив выключатель 21.
8. Если подогреватель по каким-либо причинам не начал работать,
повторить его включение. В случае замерзания воды в трубке 12 длительная
работа подогревателя не допускается. Для оттаивания воды в трубке нужно
периодически включать подогреватель на 1 ... 2 мин с интервалами 2 ... 4
мин, причем в промежутках между включениями подогревателя в его котел
надо подавать воздух с помощью вентилятора. Оттаявшая трубка должна быть
теплой (проверяется на ощупь).
9. По истечении 1 ... 2 мин после пуска подогревателя дополнительно
залить через воронку котла 6 ... 8 л воды в систему охлаждения
двигателя, закрыть пробку воронки и продолжать прогрев двигателя. На
время прогрева двигателя капот следует закрыть. Если подогреватель при
закрытом капоте перестанет работать, капот нужно оставить приоткрытым,
положив под него какой-либо предмет.
Воду следует заливать аккуратно, не проливая ее.
10. Когда вода в двигателе нагреется и появится пар из заливной
горловины радиатора, провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя
пусковой рукояткой.
11. Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя 18 в положение
I (на продувку котла), и закрыть кран 24. Примерно через 56 ... 60 с
после прекращения гудения пламени в котле подогревателя выключить
вентилятор, переместив ручку переключателя в положение «0».
Из-за несоблюдения указанного порядка выключения подогревателя возможны
выбрасывание пламени и подгорание воздухоподводящего шланга 10.
12. Пустить двигатель, как указано в разд. «Пуск и останов двигателя»,
закрыть сливной кран патрубка радиатора. Если он замерз, закрыть его
после оттаивания при заливке воды.
13. Прогревая двигатель на средней частоте
вращения, залить дополнительно воду в двигатель через заливную воронку
до полного ее заполнения и закрыть пробку воронки. Затем налить воду в
радиатор до заполнения всего объема системы охлаждения и закрыть пробку
радиатора.
14. После прогрева воды в системе охлаждения двигателя до температуры 60
... 70 °С (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке
приборов) можно начинать движение.
15. Сливать воду из системы охлаждения нужно через кран радиатора, кран
14 котла и кран 6 трубопровода подогревателя, повернув ручку 7
управления краном; при этом необходимо открыть пробку радиатора.
При использовании в качестве охлаждающей жидкости антифриза подготовку к
пуску двигателя следует вести, как было указано выше, исключив операции,
предусмотренные пп. 1, 3, 5, 8, 9 и 13.
Правила пользования предпусковым подогревателем автомобиля ЗИЛ-131Н
1. При пользовании подогревателем необходимо постоянно помнить, что
невнимательное обращение с ним, а также его неисправность могут явиться
причинами пожара.
2. К пользованию подогревателем допускаются лица, хорошо изучившие
настоящие правила.
3. Необходимо, чтобы водитель присутствовал при прогреве двигателя,
следил за горением топлива в котле до выключения подогревателя и имел
огнетушитель на случай пожара.
4. Запрещается прогревать подогревателем двигатель в закрытых помещениях
во избежание отравления угарным газом.
5. Необходимо содержать в чистоте и исправности не только пусковой
подогреватель, но и двигатель, так как замасленность двигателя (особенно
его картера) и подтекание топлива могут явиться причинами возникновения
пожара.
6. Пуск подогревателя без воды в котле запрещается.
7. Кран 24 (см. рис. 34) питания подогревателя надо открывать только на
время работы подогревателя. В остальное время его следует держать плотно
закрытым.
8. В летнее время в топливном бачке подогревателя не должно быть
топлива.