Карданный вал лебедки автомобиля ЗИЛ-131Н

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобиль ЗИЛ-131 Н и его модификации. Руководство по эксплуатации (С.И. Глазачев) - 1990 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

Лебедка автомобиля ЗИЛ-131Н - часть 2

 

 

Карданный вал лебедки автомобиля ЗИЛ-131Н (рис. 93) трубчатый, с двумя шарнирами. На переднем конце карданного вала имеется вилка с предохранительным штифтом, на заднем — на шлицах установлена скользящая вилка. При увеличении нагрузки выше предельной штифт срезается, предохраняя детали лебедки от поломки.

 

 

Рис. 93. Карданный вал привода лебедки:
1 — фланец; 2 — вилка карданного вала; 3 — предохранительный штифт; 4 — вал со шлицевым концом; 5 — скользящая вилка кардана лебедки; 6 — подшипник крестовины кардана; 7 — крестовина кардана; 8 — пробка; 9 — пресс-масленка; 10 — шплинт

 



Блок (полиспаст) лебедки, которым пользуются, если необходимо увеличить тяговое усилие лебедки или изменить направление силы тяги, и трос для крепления блока лебедки входит в комплект принадлежностей каждого автомобиля, оборудованного лебедкой.

При движении автомобиля трос лебедки должен быть полностью туго намотан на барабан, а барабан соединен муфтой с валом. Отключать барабан от вала допускается только при ручном разматывании троса.

Разматывать трос следует вручную, выключив муфту включения барабана, не включая передачу. В отдельных случаях можно для разматывания троса включать передачу.

Для вытаскивания автомобиля необходимо размотать трос, зацепить его за какой-нибудь надежный предмет (дерево, пень, столб и т. д.) выключить сцепление, включить передачу в коробке отбора мощности для наматывания троса. Вытаскивание осуществлять при частоте вращения вала барабана лебедки 14 ... 16 мин-1. При вытаскивании автомобиля на увлажненных дорогах с дерновым покрытием допускается включение ведущих мостов на первой передаче коробки передач.

 

 

 

Рис. 94. Схема использования лебедки с применением блока:
1 — блок; 2 — неподвижный предмет

 

 

 

При вытаскивании лебедкой другого автомобиля следует поставить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение и затормозить автомобиль. После окончания вытаскивания надо остановить лебедку, выключив сцепление, и поставить рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение. Чтобы ослабить трос, нужно поставить рычаг коробки отбора мощности в положение, соответствующее разматыванию троса. Чтобы закрепить трос лебедки в положении для езды, нужно закрепить крюк троса лебедки за буксирный крюк переднего буфера, включить передачу в коробке отбора мощности для наматывания троса, плавно натянуть его. После этого надо поставить рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение.

В случае применения блока для увеличения силы тяги при самовытаскивании (рис. 94, а) блок должен быть закреплен за предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса лебедки — за один из передних буксирных крюков автомобиля. Если блок используется для изме-нения направления тягового усилия , при вытаскивании другого автомобиля (рис. 94, б), блок укрепляют на предмете, служащем опорой, а крюк троса зацепляют за буксирный крюк вытаскиваемого автомобиля. Если блок используется для увеличения тягового усилия при вытаскивании другого автомобиля (рис. 94, в), блок закрепляют за крюк вытаскиваемого автомобиля, а крюк троса — за предмет, служащий опорой.

При пользовании лебедкой необходимо соблюдать следующие правила: -

1. Для получения тяговых усилий, превышающих 45 кН (4500 кгс), применять блок (полиспаст).

2. Рабочая длина троса не должна превышать 65 м; остальная часть троса (не менее трех-четырех витков) должна остаться намотанной на барабан.

3. Максимально допустимая температура масла в редукторе при работе лебедки 130 °С.

4. Разматывать трос следует вручную. Допускается включать передачу для разматывания троса; при этом надо вручную подтягивать трос.

5. Угол расположения троса по отношению к оси автомобиля (в горизонтальной плоскости) не должен превышать 15°. При этом подтягивание под нагрузкой не должно быть больше 10 ... 12 м длины троса. При большем угле применяют блок.

 

 

Предупреждение. Категорически запрещается: 1) пользоваться тросом лебедки для буксирования автомобиля; 2) включать передачу заднего хода автомобиля во время работы лебедки; 3) переключать передачи во время подтягивания автомобиля под большой нагрузкой и при обратном движении автомобиля с горы; 4) находиться возле троса или между тросами (при использовании блока), поправлять укладку витков троса во время работы лебедки; 5) закладывать в отверстие вилки карданного шарнира болты или другие детали вместо .специального предохранительного пальца; 6) допускать движение автомобиля с отключенным от вала барабаном лебедки.

В случае неправильной укладки витков троса на барабане и неисправной работе механизмов следует остановить лебедку. Останавливать лебедку необходимо прежде всего выключением сцепления, а затем выключать передачу в коробке отбора мощности.

Если обнаруживается чрезмерный нагрев масла в редукторе, что видно по обильному парообразованию, лебедку следует остановить для охлаждения масла л установления причины нагрева.

При разборке запрещается снимать барабан 17 (см. рис. 92) тормоза червяка лебедки ввертыванием болтов до упора в сальник. Это приводит к разрушению обоймы сальника и выходу его из строя. Для того чтобы болты не упирались в сальник, следует ввернуть болты на 7 ... 8 мм, съемником зацепить за болты и снять барабан.

 

 

 

Техническое обслуживание лебедки автомобиля ЗИЛ-131Н

 

Техническое обслуживание лебедки заключается в проверке и подтяжке всех деталей крепления, смазывании, подшипников, смене масла в редукторе, проверке качества уплотнений, регулировке подшипников, проверке и регулировании осевого зазора вала барабана и зацепления червячной передачи.

Картер редуктора лебедки заправляют маслом через люк в верхней части редуктора до уровня контрольнозаливного отверстия.

После 15 ... 20 подтягиваний автомобиля надо проверять уровень масла. При необходимости следует добавлять масло до уровня контрольного отверстия. Масло в редукторе следует менять в сроки, указанные в карте смазывания.

Шарниры, шлицевые соединения карданных валов привода лебедки, подшипники вала барабана и направляющего ролика надо смазать согласно карте смазывания.

Конические роликоподшипники вала червяка регулируют при появлении осевого зазора в подшипниках или замене червячной пары новой.

При обнаружении осевого перемещения вала червяка нужно затянуть болты крепления крышек подшипников и повторно проверить осевой зазор в подшипниках. Подшипники следует регулировать только в том случае, если затяжка болтов не устранила осевое перемещение вала.

Конические роликоподшипники вала червяка должны быть отрегулированы с предварительным натягом. Момент, необходимый для проворачивания вдла червяка в подшипниках (при отсутствии манжет), должен быть равен 0,1 ...0,6 Н-м (0,01 ...0,06 кгс*м).

Роликоподшипники вала червяка регулируют изменением числа прокладок под фланцами крышек. Если вал червяка вращается слишком свободно или имеется осевой зазор, надо удалить часть прокладок равной толщины из-под передней и задней крышек подшипников.

 

Если для вращения вала червяка необходим крутящий момент более 0,6 Н.м (0,06 кгс-м), следует добавить прокладки равной толщины под обе крышки подшипников. При регулировании подшипников вала червяка должны быть сняты червячные колесо с валом, фланец, барабан тормоза и барабан лебедки.

Число прокладок под задней и передней крышками по окончании регулирования должно быть приблизительно одинаковым или разность толщины прокладок должна быть не более 0,1 мм. Изменять толщину прокладок под крышками можно только при регулировании зацепления зубьев червячной пары по пятну контакта.

Вал барабана червячным колесом в сборе после регулирования зацепления должен вращаться свободно, но не должен иметь осевой зазор более 0,1 мм при измерении его индикатором на левом торце барабана при перемещении колеса в осевом направлении. Если осевой зазор превышает допустимую величину, нужно заменить изношенные шайбы 4 (см. рис. 92) или крышку 6.

По мере изнашивания торцов картера редуктора, крышки и шайбы увеличиваются осевой зазор вала и смещение пятна контакта. В этом случае правильность зацепления червячного колеса и червяка нарушается, износ зубьев возрастает, что приводит к разрушению венца червячного колеса. Положение пятна контакта необходимо периодически проверять и регулировать. Положение пятна контакта регулируют после того, как окончательно отрегулированы подшипники вала червяка. Правильность зацепления червячного колеса и червяка проверяют «на краску» по пятну контакта на зубьях колеса.

Правильное расположение пятна контакта относительно оси симметрии зуба достигается соответствующим перемещением вала барабана с червячным колесом в сторону, противоположную смещению пятна контакта. Чтобы сместить червячное колесо с валом барабана вправо или влево, следует снять или добавить часть прокладок под торец упорной шайбы, закрепленной на валу и закрытой крышкой.

Регулирование пятна контакта по высоте зуба достигается перемещением червяка относительно червячного колеса. Для этого надо переложить часть прокладок из-под крышки подшипника с одной стороны на другую, не меняя предварительного натяга в подшипниках.

 

Червячная передача может надежно работать только при условии правильного зацепления. Неправильная регулировка является причиной сильного нагрева редуктора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..