Разборка, сборка и ремонт кузова самосвала
ЗИЛ-ММЗ-554
Текущий ремонт кузова выполняется, как
правило, без снятия кузова с шасси и заключается в заварке трещин и
разрушенных сварных швов, а также в подтяжке болтов крепления щитов пола
кузова. В отдельных случаях ремонт кузова производится со снятием его с
шасси автомобиля.
Чтобы снять кузов, необходимо отъединить от него подъемник. Для этого
поднять кузов и установить его на упор, отвернуть гайки крепления
шаровой опоры, осторожно опустить кузов, сняв упор кузова. После этого
расшплинтовать болты 10 (см. рис. 26) опорно-поворотных кронштейнов,
отвернуть гайки 11 и вынуть болты 10, удерживающие кузов в кронштейнах
9. Снять с автомобиля подъемным устройством кузов.
В эксплуатации боковые и задние борта деформируются и повреждаются при
разгрузке смерзшимся, слежавшимся и слипшимся грузом. Они могут быть
повреждены и деформированы также и штучными грузами, особенно тяжелыми и
негабаритными. Деформированные борта не прилегают плотно к стойкам и
запирать их трудно. Сильно деформированные борта могут не закрываться. В
этом случае борта снимают и выправляют.
Для снятия заднего борта открыть нижние и верхние шарниры кузова,
предварительно застропорить борт и снять его краном или другим подъемным
средством. Борта, как задний, так и боковые, следует снимать только
грузоподъемным устройством. Для снятия бокового борта необходимо
предварительно отъединить его от уравновешивающего механизма борта. Для
этого отвернуть и вынуть болты, крепящие регулировочный рычаг 2 (см.
рис. 25) уравновешивающего механизма. Затем расшплинтовать и выбить
палец, соединяющий звено 12 с кронштейном 11 бокового борта. После этого
расшплинтовать и выбить пальцы петель подвески борта, открыть запоры и
снять борт. Ставятся задний и боковые борта в последовательности,
обратной разборке.
Регулировку запоров заднего борта выполняют изменением длины тяг 11 (см.
рис. 22). Тяги должны быть отрегулированы так, чтобы при запирании борта
крюки плотно прижимали задний борт к стойкам кузова, а при отпирании
крюки не препятствовали открытию борта.
Для регулировки длины тяги отвертывают на несколько оборотов одну из
гаек крепления тяги к скобе. При увеличении длины тяги первоначально
отвертывают переднюю гайку, при уменьшении — заднюю. Затем, завертывая
или отвертывая гайки, устанавливают необходимую длину тяги. Длина тяги
отрегулирована правильно, если задний борт запирается с небольшим
натягом.
Для Снятия тяги отвертывают переднюю гайку тяги, расшплинтовывают и
вынимают палец крюка запора заднего борта. Тягу подают назад, снимают со
скобы управления и отвертывают вторую (заднюю) гайку тяги.
Для замены упора кузова необходимо установить кузов на надежные
инвентарные упоры, отогнуть с граней болтов 8 (ом. рис. 31) стопорную
планку, отвернуть два болта 8, снять кронштейн 7 и упор. Установку упора
выполняют в последовательности, обратной снятию. После установки упора
регулируют установку регулировочного болта 10. Порядок регулировки был
указан выше. Сборку узлов кузова выполняют в обратном порядке.
Для замены изношенных буферов передних опор отвернуть две гайки
крепления буфера к опоре, предварительно приподняв кузов и установив его
на низкий упор (упор для постановки запасного колеса в колесодержатель).
Во время эксплуатации автомобиля при отсутствии контроля за состоянием
крепления щитов пола кузова щиты могут смещаться, образуя щели, в
которые будут просыпаться сыпучие грузы. Для подтяжки гаек болтов (см.
рис. 23) крепления щитов необходимо поднять кузов и установить его на
надежный упор, как указано выше, после чего подтянуть гайки.