ГАЗОВЫЙ РЕДУКТОР НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
ЗИЛ-138
Газовый редуктор (рис. 12) представляет собой двухступенчатый
автоматический регулятор давления диафрагменного типа с рычажной
передачей от диафрагм к клапанам. Основным назначением редуктора
является снижение давления газа, поступающего к смесителю. Одновременно
с регулированием давления в редукторе осуществляется и автоматическое
регулирование количества газа, необходимого для различных режимов работы
двигателя, при помощи дозирующе-экономайзерного устройства.
Для обеспечения избыточного давления газа на выходе
из редуктора и более надежного перекрытия газовой магистрали при
неработающем двигателе в редукторе имеется разгрузочное устройство
диафрагменно-рычажного типа, соединенное с впускным трубопроводом
двигателя. При неработающем двигателе редуктор работает как
автоматический клапан, герметично перекрывающий выход газа к смесителю.
Редуктор имеет две ступени, каждая из которых содержит регулирующий
клапан, плоскую диафрагму из прорезиненной ткани, пружину и рычаг,
соединяющий диафрагму с клапаном. Обе ступени редуктора вместе с
разгрузочным и дозирующе-экономайзерным устройствами объединены в одном
агрегате.
При включении зажигания газ из баллона, пройдя фильтры электромагнитного
клапана и редуктора, заполняет полость А первой ступени редуктора. При
неработающем двигателе сила, возникающая от давления газа на диафрагму
8, уравновешивает силу пружины 10 и давление газа на клапан 3,
вследствие чего клапан 3 прижимается к седлу 1 и герметично закрывает
входное отверстие.
Клапан 16 второй ступени находится в закрытом состоянии и плотно прижат
к седлу 14 пружинами 41 и 47, усилие от которых на клапан 16 передается
через стержень 48, шток 49, рычаг 28 и толкатель 29.
В момент пуска двигателя диафрагма 38 разгрузочного
устройства, полость В которой соединена с впускным трубопроводом
двигателя, под действием разрежения прогибается, сжимает коническую
пружину 41 и разгружает клапан 16. Сила пружины 47 становится
недостаточной для удержания клапана 16 в закрытом
положении, и он открывается под действием давления
газа на клапан из полости А. Давление газа в полости А первой ступени
устанавливается в пределах 0,12—
0,15 МПа (1,2—1,5 кгс/см2).
При малом расходе газа (режим холостого хода) в
полости Б второй ступени создается избыточное давление. С увеличением
расхода газа давление в полости Б постепенно уменьшается, при этом
клапан 16 под действием газа, находящегося в полости А, отходит от
седла, увеличивая проходное сечение. Из полости Б газ поступает в
дозирукмце-экономайзерное устройство, а оттуда через выходной патрубок —
в смеситель.
Рис. 12. Газовый редуктор:
А — полость первой ступени; Б — полость второй ступени; В — полость
разгрузочного устройства; Д — полость атмосферного давления; 1 — седло
клапана первой ступени;
2 — уплотнитель клапана; 3 и 4 — соответственно клапан и крышка первой
ступени; 5 — направляющая клапана; 6, 9 и 31 — контргайки; 7 —
регулировочный винт клапана; 8 — диафрагма первой ступени; 10 — пружина
диафрагмы; 11 — регулировочная гайка; 12 — рычаг первой ступени; 13 —
ось рычага; 14 — седло клапана второй ступени; 15 — уплотнитель клапана;
16 — клапан второй ступени; 17 — корпус дозирующе-экономайзерного
устройства; 18 — крышка корпуса; 19 — пружина экономайзера; 20 —
диафрагма экономайзера; 21 — винт крепления крышки; 22 — пружина клапана
экономайзера; 23 — клапан экономайзера; 24 — дозирующая шайба
экономичной регулировки количества газа; 25 — дозирующая шайба
мощносткой регулировки количества газа; 26 — пластина для установки
Дозирующих шайб; 27 — прокладки пластины; 28 — рычаг второй ступени; 29
— толкатель клапана; 30 — регулировочный винт клапана; 32 — ось рычага;
33 — крышка с патрубком системы холостого хода; 34 — винт крепления
крышки; 35 — корпус редуктора; 36 — крышка разгрузочного устройства; 37
крышка редуктора; 38 — диафрагма разгрузочного устройства; 39 —
Диафрагма второй ступени; 40 — усилительный диск диафрагмы; 41 — пружина
разгрузочного устройства даифрагмы; 42 — регулировочный ниппель; 43 —
контргайка ниппеля; 44 — стопорный винт; 45 — штифт упорной шайбы; 46 —
колпачковая крышка ниппеля; 47 — пружина диафрагмы второй ступени; 48 —
стержень; 49 — шток диафрагмы; 50 — упор диафрагмы; 51 — болт крепления
крышки редуктора; 52 — прокладки;- 53 — корпус газового фильтра; 54 —
фильтрующий элемент