ГАЗОВЫЙ РЕДУКТОР НИЗКОГО
ДАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-138
Дозирующе-экономайзерное устройство автомобилей
ЗИЛ-138
Регулирование состава газо-воздушной смеси,
поступающей к двигателю, осуществляется дозирующе-экономайзерным
устройством (рис. 13). В корпусе 1 дозирующе-экономайзерного устройства
расположены диафрагма 9 с пружиной 12, клапан 7 с пружиной 8, пластина 5
с дозирующими шайбами мощностной и экономичной регулировки количества
газа. В корпусе экономайзера имеется патрубок 2 подвода газа, а в крышке
10 — трубки 11 и 13 для соединения с впускным трубопроводом двигателя и
разгрузочным устройством редуктора.
Разгрузочное устройство позволяет получить избыточное давление газа на
выходе из газового редуктора, что улучшает пусковые качества и работу
двигателя на холостом ходу, а также устраняется в значительной мере
резкое снижение мощности («провалы») при переходе от холостого хода к
нагрузочным режимам работы двигателя.
Разгрузочное устройство состоит из алюминиевого корпуса, диафрагмы 38
(см. рис. 12) с упором 50, пружины 41 и штуцера, соединяющего полость
разгрузочного устройства с впускным газопроводом двигателя через
вакуумную полость дозирующе-экономайзерного устройства.
При работе двигателя с частичными нагрузками и не полностью открытыми
дроссельными заслонками подача газа из редуктора к смесителю
осуществляется через дозирующее отверстие 4 (см. рис. 13). При полном
открытии дроссельных заслонок подача газа осуществляется через отверстие
6 и открытый клапан 7 (направление потока газа показано штриховой
линией).
Газовый фильтр редуктора (см. рис. 12) предназначен для очистки газа от
мельчайших частиц пыли, ржавчины и других механических примесей,
способных нарушить герметичность клапанов редуктора. Фильтр установлен
на входе в первую ступень газовою редуктора.
Фильтр следует очищать по мере необходимости. Засорение фильтра может
быть обнаружено по показаниям манометра газового редуктора; резкое
падение давления газа в полости первой ступени редуктора при увеличении
открытия дроссельных заслонок смесителя указывает на засоренность
фильтра. Для очистки фильтра необходимо снять колпак и фильтрующий
элемент, предварительно закрыв вентили и израсходовав газ, промыть
элемент и колпак в бензине, ацетоне или в каком-либо другом
растворителе, затем продуть сжатым воздухом. При сильном загрязнении
фильтрующего элемента и в тех случаях, когда его трудно отмыть,
целесообразно поставить новый элемент. При сборке фильтра после очистки
нужно обратить внимание на качество уплотнительной прокладки между
корпусом и элементом. После каждой сборки фильтра необходимо проверять
его герметичность.
Регулировать редуктор можно только в специализированной мастерской при
наличии сжатого воздуха. Давление в первой ступени редуктора регулируют,
изменяя усилие пружины 10 регулировочной гайкой 11 (при ввертывании
гайки давление увеличивается, при вывертывании — уменьшается). При малой
частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода давление газа
в полости А первой ступени редуктора должно быть равно 0,12—0,15 МПа
(1,2—1,5 кгс/см2).
Давление газа в полости Б второй ступени редуктора регулируют, изменяя
усилие пружины 47 регулировочным ниппелем 42 (при ввертывании
регулировочного ниппеля давление увеличивается, при вывертывании —
уменьшается).
При регулировании редуктора следует проверить ход клапана 16 второй
ступени — достаточный ход клапана обеспечивается при ходе стержня 48 не
менее 5 мм. Регулировать ход клапана 16 следует при открытом вентиле в
следующем порядке: снять крышку 33 люка, ослабить контргайку 31 и
вывертывать регулировочный винт 30 до тех пор, пока клапан 16 не начнет
пропускать газ. Затем регулировочный винт завернуть на 1/8—1/4 оборота и
на слух определить момент прекращения утечки газа. После этого затянуть
контргайку 31, закрыть вентиль и по ходу стержня 48 проверить ход
клапана. Если ход сгержня диафрагмы не менее 5 мм, то регулировку
следует считать законченной и крышку 33 люка установить на место. Ход
стержня менее 5 мм обусловлен неисправностью газового редуктора, который
следует разобрать и устранить неисправность.
Рис. 13. Схема дозирующе-экономайзерного устройства