Двухсекционный тормозной кран
автомобиля ЗИЛ-133Г2
Имеет то же назначение, что и двухсекционный кран
автомобилей
ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ. Часть его деталей унифицирована с тормозными кранами
автомобилей ЗИЛ-130, -131.
В расторможенном состоянии впускные клапаны 12 обеих
секций двухсекционного тормозного крана (рис. 11.33) закрыты, и сжатый
воздух, подведенный к выводам I и II, не проходит через выводы IV и V в
тормозные камеры. Выпускные клапаны
9 обеих секций открыты, и тормозные камеры, присоединенные к выводам IV и V,
соединены с атмосферой через атмосферный вывод III крана.
При нажатии на педаль тормоза тяга 1 привода крана перемещается назад. Рычаг
2 также перемещается назад, поворачиваясь вокруг своей оси. Коромысло 21
нажимает на установленные в направляющих 4 стаканы 5 уравновешивающих пружин
3 и 20, перемещая их вместе с седлами 8 выпускных клапанов 9. При этом
последние закрываются, затем открываются впускные клапаны 12 (отрываются от
седел 11) и сжатый воздух из выводов I к II поступает в выводы IV и V, а
затем в тормозные камеры обоих контуров. Одновременно сжатый воздух через
каналы в перегородках крышек 13 поступает под диафрагмы 7. Давление на
выводах IV и V в тормозные камеры поднимается до тех пор, пока усилие на
рычаге 2 тормозного крана не уравновесится давлением сжатого воздуха на
диафрагмы 7. При этом рычаг 2 и стаканы 5 остаются на месте, а диафрагмы 7
вместе с седлами 8 и клапанами перемещаются в обратном направлении, сжимая
уравновешивающие пружины 3 и 20. Оба клапана (9 и 12) находятся в этот
момент в закрытом состоянии. Таким образом осуществляется следящее действие.
В начале торможения сжатый воздух, поступающий через вывод V нижней секции к
тормозным камерам I контура, проходит по каналу 19 в полость над диафрагмой
15 пневмоэлектрического выключателя сигнала торможения. При давлении
0,15—0,20 кгс/см2 диафрагма 15 прогибается и подвижный контакт 18 соединяет
неподвижные контакты 17, вследствие чего замыкается цепь ламп сигнала
торможения и они загораются (подвижный контакт 18 связан с боковым контактом
17 соединительной пластиной 16). Аналогично действует выключатель верхней
секции крана. Он установлен в отдельном корпусе и соединен с выводом IV
крана трубопроводом.
Рис. 11.33. Двухсекционный тормозной кран автомобиля
ЗИЛ-133Г2
При полном нажатии на педаль тормоза стаканы 5
перемещаются до упора гаек диафрагм 7 в центральные бобышки крышек 13,
причем уравновешивающие пружины 3 и 20 сжимаются максимально. Впускные
клапаны 12 открываются полностью, и давление на выводах IV и V, а также в
присоединенных к ним тормозных камерах, уравновешивается с давлением на
выводах I и II, т. е. в воздушных баллонах привода. Автомобиль тормозится с
полной эффективностью.
При отпускании тормозной педали рычаг крана вместе со стаканами
5 и диафрагмами 7 возвращается в исходное положение под действием сжатого
воздуха на диафрагмы и усилия поддиафрагменных пружин. Впускные клапаны 12
закрываются под действием возвратных пружин 10, а выпускные клапаны 9
открываются, так как ход их седел превышает ход самих клапанов. Сжатый
воздух из тормозных камер через выводы IV и V и открытые выпускные клапаны 9
выходит в атмосферный вывод III, отгибая края уплотнителя 14 выпускного окна
в корпусе 6 крана. Автомобиль растормаживается.
Для регулировки свободного хода рычага крана имеется регулировочный винт 23
в корпусе 22 тормозного крана.
Если один из контуров вышел из строя, то стакан этого контура при торможении
перемещается до упора и коромысло занимает наклонное положение. Однако при
этом работа секции исправного контура не будет отличаться от описанной выше
и также будут загораться лампы сигнала торможения.