Использование тормозных систем дизельных
автомобилей ЗИЛ-133
Торможение рабочей тормозной системой дизельных
автомобилей ЗИЛ-133
При необходимости снизить скорость движения
или остановить автомобиль (автопоезд) водитель нажимает на педаль
тормоза. Усилие от педали по системе рычагов и тяг передается на рычаг
тормозного крана 15 (см. рис. 11.4). Тормозной кран открывается, и
сжатый воздух поступает в тормозные камеры: из баллона
24 (1 контура рабочей тормозной системы) через клапан 14 ограничения
давления — в тормозные камеры передней оси, из баллонов 22 и 29 (II
контура привода рабочей тормозной системы) через автоматический
регулятор тормозных сил 54 — в тормозные камеры задней тележки
автомобиля. Усилие, создающееся на штоках тормозных камер, передается на
разжимные кулаки, и колодки колесных тормозов прижимаются к их
барабанам. Автомобиль тормозится с такой интенсивностью, с какой
водитель нажимает на педаль. При этом давление сжатого воздуха в
тормозных камерах задней тележки зависит не только от нажатия на педаль,
но и от нагрузки автомобиля.
В начале торможения давление в передних тормозных камерах примерно в 2
раза меньше, чем давление в задних камерах. Это обеспечивается работой
клапана ограничения давления 14 и позволяет сохранить управляемость
автомобиля при торможении на дорогах с низким коэффициентом сцепления.
При дальнейшем нажатии на тормозную педаль давление в передних тормозных
камерах уравнивается с давлением в задних (при верхнем положении рычага
регулятора тормозных сил) и передние тормозные механизмы работают с
полной эффективностью.
При включении в работу тормозного привода автомобиля срабатывает и
привод тормозов прицепа. Сжатый воздух от обеих секций тормозного крана
15 подводится к клапану 49 управления тормозами прицепа с двухпроводным
приводом, и последний срабатывает. Сжатый воздух через открытый клапан
49 поступает к соединительной головке управляющей магистрали
двухпроводного привода и и к клапану 52 управления тормозами прицепа с
однопроводным приводом. При этом замыкаются контакты
пневмоэлектрического выключателя 53 и загораются лампы сигнала
торможения на тягаче и прицепе. Срабатывает и клапан 52 управления
тормозами прицепа с однопроводным приводом. Он выпускает в атмосферу
сжатый воздух из магистрали к соединительной головке однопроводного
привода. Если прицеп работает по двухпроводному приводу, то вследствие
повышения давления в тормозной магистрали включается в действие
воздухораспределитель прицепа и сжатый воздух из баллонов прицепа
поступает в его камеры. Аналогично срабатывает воздухораспределитель
прицепа с однопроводным приводом при уменьшении давления воздуха в
магистрали с головкой типа А. При этом интенсивность срабатывания
клапанов 49 и
52 соответствует интенсивности нажатия на тормозную педаль, вследствие
чего эффективность торможения прицепа соответствует эффективности
торможения автомобиля. Следует отметить, что характеристики клапанов 49
и 52 обеспечивают некоторое опережение торможения прицепа при плавных
притормаживаниях.
При отпускании тормозной педали рычаг тормозного крана 15 возвращается в
исходное положение. Сжатый воздух из магистралей от тормозного крана 15
к клапанам 14 и 49, а также к регулятору 54 тормозных сил выходит в
атмосферу через открыта атмосферный вывод тормозного крана 15. Через
открытые атмосферные выводы клапана 14 и регулятора 54 выходит в
атмосферу воздух из передних и задних тормозных камер соответственно.
Автомобиль растормаживается. Вследствие срабатывания клапана 49
управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом выпускается в
атмосферу сжатый воздух из соединительной головки управляющей магистрали
двухпроводного привода и из трубопровода к клапану 52 управления
тормозами прицепа с однопроводным приводом. При этом последний также
срабатывает и сжатый воздух поступает в соединительную головку
однопроводного привода. Прицеп растормаживается, как было описано выше.
При выпуске сжатого воздуха из магистрали от клапана 49 к соединительной
головке размыкаются контакты выключателя 53, вследствие чего гаснут
лампы сигнала торможения на тягаче и прицепе.