Пневматический тормозной привод одиночных автомобилей ЗИЛ-133Г2 состоит
из приборов другой конструкции, чем на дизельных автомобилях, хотя они
имеют то же назначение, а часть из них (компрессор, воздушные баллоны,
тормозные камеры) отличается незначительно. Полностью отличается
стояночный тормоз одиночных автомобилей, который унифицирован с
автомобилем ЗИЛ-130 (рис. 11.31).
Унифицированы с автомобилем ЗИЛ-130 такие приборы тормозного привода,
как компрессор, регулятор давления, воздушные баллоны с кранами слива
конденсата, предохранительный клапан и разобщительный кран.
Тормозной привод рабочей тормозной системы автомобилей ЗИЛ-133Г2
раздельный. Он состоит из двух основных контуров: 1 — привода тормозных
механизмов переднего и промежуточного мостов, II — привода тормозных
механизмов заднего моста. Имеется еще и III контур — привода
дополнительных потребителей сжатого воздуха.
Питающая часть пневматического привода (рис. 11.32) состоит из
компрессора 1, конденсационного воздушного баллона 3 с краном слива
конденсата, регулятора 2 давления, предохранительного клапана 4, крана
20 отбора воздуха и соединяющих указанные аппараты трубопроводов.
Контур I привода рабочей тормозной системы включает разобщительный кран
8, обратный клапан, два воздушных баллона 11 с кранами слива конденсата,
нижнюю секцию двухсекционного тормозного крана 19 со встроенным
пневмоэлектрическим выключателем сигнала торможения, тормозные камеры
переднего и промежуточного мостов, трубопроводы 15 и шланги между этими
приборами. Давление в баллонах I контура контролируется по верхней
стрелке двухстрелочного манометра 5.
Контур II привода рабочей тормозной системы включает разобщительный кран
7, обратный клапан, один воздушный баллон 10 с краном слива конденсата,
верхнюю секцию тормозного крана 19, пневмоэлектрический выключатель
сигнала торможения, тормозные камеры 13 заднего моста и трубопроводы
между этими приборами. Нижняя стрелка двухстрелочного манометра 5
показывает давление в воздушном баллоне II контура.
Контур III (привода дополнительных потребителей) начинается от
одинарного защитного клапана 9, через который сжатый воздух подается к
пневматическому сигналу, стеклоочистителю, механизму блокировки
межосевого дифференциала. Воздушного баллона этот контур не имеет.
При нажатии на педаль тормоза усилие через тягу
привода передается на рычаг тормозного крана 19 и сжатый воздух из
баллонов подается в тормозные камеры. Автомобиль тормозится всеми
тормозными механизмами. Одновременно замыкаются контакты обоих
пневмоэлектрических выключателей и загораются лампы сигнала торможения.
При повреждении I или II контура рабочей тормозной системы сжатый воздух
из поврежденного контура и питающей части привода выходит в атмосферу.
Обратный клапан исправного контура закрывается, предотвращая выход в
атмосферу сжатого воздуха из него. При нажатии на тормозную педаль
автомобиль затормаживается исправным контуром, но с меньшей
эффективностью. Водитель должен отключить неисправный контур
разобщительным краном (8 или 7), после чего исправный контур будет
постоянно пополняться сжатым воздухом от компрессора и автомобиль может
продолжать движение.
При повреждении III контура давление в питающей части привода па-
дает до давления открытия одинарного защитного клапана (5,5 кгс/см2), а
давление в воздушных баллонах I и II контуров остается на высоком
уровне, так как закрываются оба обратных клапана. При первых торможениях
рабочая тормозная система работает как обычно. После падения давления в
воздушных баллонах I и II контуров до указанного уровня обратные клапаны
открываются и в дальнейшем это давление поддерживается в баллонах
постоянно. При нажатии на тормозную педаль срабатывают оба контура
рабочей тормозной системы, однако эффективность торможения будет
несколько понижена.
Рассмотрим конструкцию оригинальных приборов пневматического тормозного
привода автомобилей ЗИЛ-133Г2, не применяемых на автомобилях ЗИЛ-133ГЯ,
ЗИЛ-133ВЯ и ЗИЛ-130.