Использование
тормозных систем дизельных автомобилей ЗИЛ-133
Подготовка к началу движения
Стоящий автомобиль заторможен колесными тормозами задней тележки с
помощью пружинных энергоаккумуляторов 31, 38, 51 и 56 (см. рис. 11.4 на
форзаце). Присоединенный к автомобилю прицеп заторможен своим стояночным
тормозом. При включении выключателя приборов автомобиля в положение I
загораются сигнальные лампы «1» — «4» и контрольная «Р» на панели
приборов и начинает звучать зуммер. После запуска двигателя сжатый
воздух из компрессора 1 начинает поступать в воздушные баллоны
тормозного привода. Первоначально наполняются конденсационный баллон 25
и баллоны, присоединенные к двойному защитному клапану 10: баллон 47
привода вспомогательной тормозной системы и потребителей, а также
баллоны 30 и 41 привода запасной (стояночной) тормозной системы. После
наполнения этих баллонов гаснут сигнальные лампы «3» и «4». Это
указывает на то, что имеется возможность растормозить пружинные
энергоаккумуляторы и начать движение. Однако делать так можно только в
случае крайней необходимости; при нормальной эксплуатации движение
следует начинать после заполнения воздухом всех воздушных баллонов.
Сжатый воздух от баллона 30 проходит к ручному крану 23 и ускорительному
клапану 44, а также к одинарному защитному клапану 35. От последнего
воздух поступает в привод тормозов прицепа — к соединительной головке
питающей магистрали двухпроводного привода, к клапанам управления
тормозами прицепа с двухпроводным 49 и однопроводным 52 приводами.
Поскольку рукоятка ручного крана находится в крайнем нижнем
фиксированном положении, сжатый воздух в пружинные энергоаккумуляторы и
в магистраль от крана
23 к клапану 49 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом не
поступает. Вследствие этого кла-пан 49 находится во включенном состоянии
и сжатый воздух через него проходит к соединительной головке управляющей
магистрали двухпроводного привода и к клапану 52 управления тормозами
прицепа с однопроводным приводом. Этот клапан также находится во
включенном состоянии, вследствие чего в соединительной головке
магистрали однопроводного привода сжатый воздух отсутствует. Контакты
датчика 53 замкнуты, на автомобиле и прицепе включены сигналы
торможения.
При дальнейшей работе компрессора через тройной защитный клапан
16 заполняются баллоны 22, 24 и 29 контуров рабочей тормозной системы,
причем одновременно гаснут сигнальные лампы «1» и «2» , перестает
звучать зуммер. Затем сжатый воздух проходит через клапан 16 к крану 2.
Таким образом, после повышения давления в баллонах выше 5,5 кгс/см2
открыты все защитные клапаны (10,
16 и 35), сжатый воздух от компрессора продолжает поступать во все
баллоны и присоединенные к ним приборы пневмопривода одновременно. По
достижении заданного давления включается регулятор давления 9 (слышен
характерный звук выброса сжатого воздуха). Пневматический привод
тормозов автомобиля полностью готов к работе.
При наличии прицепа с двухпроводным приводом сжатый воздух от
автомобиля-тягача поступает по питающей магистрали к
воздухораспределителю прицепа и заполняет его воздушные баллоны.
Вследствие одновременного подвода сжатого воздуха по управляющей
магистрали воздухораспределитель находится во включенном состоянии и
тормозные камеры прицепа заполнены сжатым воздухом из его воздушных
баллонов. Таким образом, прицеп с двухпроводным пневматическим приводом
будет заторможен не только стояночной, но и рабочей тормозными
системами.
Если в воздушных баллонах прицепа с однопроводным приводом имеется запас
сжатого воздуха, то вследствие
отсутствия сжатого воздуха в соединительной
магистрали между автомоби-лем-тягачом и прицепом последний также будет
заторможен рабочей тормозной системой. Если же воздуха в баллонах
прицепа нет, то однопровод-ный привод прицепа не работает и прицеп
заторможен только стояночным тормозом.
Для трогания автомобиля с места необходимо сначала растормозить
стояночный тормоз прицепа, а затем вывести рукоятку ручного крана 23 из
фиксатора, после чего она автоматически переместится в крайнее переднее
положение. Сжатый воздух от крана 23 через ускорительный 44 и
двухмагистральные 34 и 42 клапаны поступает к пружинным
энергоаккумуляторам тормозных камер задней тележки и растормаживает их.
Одновременно воздух от клапана 44 проходит к клапану 49, вследствие чего
привод прицепа получает команду на растормаживание. Из управляющей
магистрали двухпроводного привода сжатый воздух выходит в атмосферу
через клапан 49. Вследствие этого срабатывает воздухораспределитель на
прицепе и сжатый воздух из тормозных камер прицепа выходит в атмосферу.
Так растормаживается прицеп с двухпроводным приводом тормозов.
Вследствие выпуска воздуха в атмосферу из трубопровода между клапанами
49 и 52 последний переходит в выключенное положение и подает воздух в
магистраль однопроводного привода с соединительной головкой типа А. Если
прицеп был заторможен, подача сжатого воздуха в эту магистраль вызывает
срабатывание воздухораспределителя прицепа и его тормоза
растормаживаются. Если сжатого воздуха в прицепе не было и он был
расторможен, то воздух через воздухораспределитель прицепа просто
наполняет воздушные баллоны последнего.
При подаче сжатого воздуха от крана 23 гаснет контрольная лампа «Р», а
также сигналы торможения на автомобиле и прицепе.
Таким образом, тормоза автопоезда готовы к началу движения.