В последние годы в связи с увеличением грузоподъемности и скорости
движения автомобилей, с широким применением прицепных и седельных
автопоездов, а также в связи со значительно возросшей интенсивностью
движения на автомобильных дорогах резко повысились требования к
тормозным свойствам автотранспортных средств. Появилось большое
количество нормативных документов (как отечественных, так и
международных), в которых нормируется структура тормозов (тормозного
управления), свойства составляющих тормозных систем, их эффективность
при нормальной работе и при частичном выходе из строя.
Структура тормозов автомобиля ЗИЛ-133
Тормоза автомобилей ЗИЛ-133ГЯ, -133В Я выполнены в полном соответствии с
современными требованиями и включают 4 основных тормозных системы:
рабочую тормозную систему, предназначенную для надежного и эффективного
торможения движущегося автомобиля (автопоезда) в любых дорожных
условиях;
запасную тормозную систему, используемую вместо рабочей при частичном
или полном отказе последней;
стояночную тормозную систему, предназначенную для удержания автомобиля
(автопоезда) неподвижным,
в том числе на уклоне до 18% и при отсутствии водителя;
вспомогательную тормозную систему, включаемую для снижения нагрузки и
увеличения срока службы узлов рабочей тормозной системы, что особенно
важно при эксплуатации автомобилей на горных дорогах и в городских
условиях.
При работе всех тормозных систем автомобиля-тягача происходит торможение
прицепа (полуприцепа), для чего автомобили-тягачи оборудованы
управлением комбинированного (одно- и двухпроводного) привода тормозов
прицепа.
Кроме этих основных тормозных систем, автомобили-тягачи семейства
ЗИЛ-133 имеют две дополнительные:
систему аварийного растормажи-вания пружинных энергоаккумуляторов
запасной и стояночной тормозных систем в случае их автоматического
срабатывания вследствие снижения давления воздуха в приводе;
систему сигнализации и контроля, позволяющую следить за работой и
состоянием тормозных систем при движении автомобиля и диагностировать их
неисправности на станции технического обслуживания.
Тормоза автомобиля ЗИЛ-133Г2 включают рабочую и стояночные тормозные
системы, а также систему сигнализации. Так как рабочая тормозная система
на этих автомобилях имеет 2 раздельных контура привода, то роль запасной
тормозной системы играет каждый из этих контуров.
Рабочая, запасная и стояночные системы автомобилей
ЗИЛ-133ГЯ, -133ВЯ имеют общие тормозные механизмы, причем две последние
системы — и общий пневматический привод.
Система сигнализации и контроля тормозов этих автомобилей состоит из
трех частей.
световой и акустической сигнализации о состоянии приводов тормозных
систем (о давлении в приводе), включающей пневмоэлектрические
выключатели в воздушных баллонах привода, сигнальные лампы на панели
приборов в кабине и зуммеры;
световой сигнализации о работе тормозных систем, состоящей из п
невмоэлектрическ и х выключ ателей в тормозном приводе и ламп сигнала
торможения в задних фонарях;
клапанов контрольных выводов, с помощью которых диагностируется
техническое состояние пневматического тормозного привода, а в случае
необходимости и отбирается сжатый воздух для различных целей.