Топливный насос высокого давления автомобиля ЗИЛ-133

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

ЗИЛ-133. Система питания двигателя топливом

 

 

Топливный насос высокого давления автомобиля ЗИЛ-133

 

 

 

 Обеспечивает равномерную подачу строго дозированных порций топлива под высоким давлением в каждый цилиндр двигателя в определенный момент в течение определенного промежутка времени. Насос блочной конструкции с V-образным расположением восьми секций (рис. 3.20). Установлен в развале блока цилиндров двигателя и приводится в действие от шестерни распределительного вала (см. рис. 3.7) через шестерню привода топливного насоса. Направление вращения кулачкового вала насоса со стороны привода—правое. Топливо к насосу подается через штуцер, расположенный в задней части правого ряда секций насоса. К штуцеру болтом крепится топливопровод низкого давления от фильтра тонкой очистки топлива. На рис. 3.20 цифрами обозначены следующие элементы насоса:
1 — корпус; 2 — ролик толкателя плунжера; 3,34 — оси роликов; 4 — втулка ролика; 5 — пята толкателя; 6 — толкатель; 7 — тарелка пружины; 8 — поворотная втулка; 9 — пружина толкателя; 10, 54, 64, 66 — шайбы; 11 — плунжер; 12, 13 — уплотнительные кольца; 14 — установочный штифт; 15 — правая рейка; 16 — втулка плунжера; 17 — корпус секции; 18 — седло клапана; 19 — нагнетательный клапан; 20 — ограничитель; 21 — штуцер; 22 — топливоподкачивающий насос; 23 — пробка пружины; 24, 30 —прокладки; 25 — пружина поршня; 26 — поршень; 27 — шток поршня; 28 — втулка штока;
29 — корпус насоса низкого давления; 31 — пружина толкателя; 32 — толкатель насоса нижнего давления; 33 — стопорный винт; 35 — ролик толкателя насоса низкого давления; 36 — крышка регулятора; 37 — промежуточная шестерня; 38 — ось промежуточной шестерни; 39 — ось державки грузов; 40 — державка грузов; 41 — муфта грузов; 42 — ось груза; 43 — упорный шарикоподшипник; 44 — груз; 45 — пята муфты; 46 — рычаг останова с пружиной: 47 — ось рычага муфты; 48 — корпус корректирующего устройства; 49 — рычаг управления регулятором; 50 — ось рычага реек; 51 — ось рычага уравновешивающей пружины: 52 — втулка рейки; 53 — перепускной клапан; 55 — пробка рейки; 56 — муфта опережения вспрыска топлива; 57 — гайка; 58 — пружинная шайба; 59, 73 — шпонки; 60 — крышка подшипника; 61 — регулировочные прокладки; 62 — манжета; 63 — уплотнительное кольцо; 65 — кулачковый вал; 67 — подшипник; 68 — стакан подшипника; 69 — упорная втулка; 70 — ведущая шестерня регулятора; 71 — сухарь; 72 — фланец; 74 — эксцентрик; 75 — стопорная шайба; 76 — гайка с замочной шайбой; 77 — регулировочный болт; 78 — рычаг муфты; 79 — рычаг ограничения подачи; 80 — шток корректирующего устройства; 81 — рычаг реек; 82 — правая рейка;
53 — рычаг уравновешивающей пружины;
54 — рычаг стартовой пружины; 85 — уравновешивающая пружина; 86 — левая рейка; 87 — стартовая пружина; 88 — ось рычагов

Насос состоит из следующих основных деталей и функциональных узлов: корпуса 1 (см. рис. 3.20), кулачкового вала 65, насосных секций, топливного насоса низкого давления, топливоподкачивающего насоса 22, регулятора частоты вращения, автоматической муфты 56 опережения впрыска топлива, а также шестерен 37 и 70 привода регулятора.

Корпус насоса отлит из алюминиевого сплава. В корпусе выполнены гнезда и полости для установки и крепления насосных секций, подшипников кулачкового вала, оси 38 промежуточной шестерни привода регулятора, а также подводящие и отводящие топливные каналы. На переднем торце насоса закреплена крышка 36 регулятора, в которой расположен топливный насос 22 низкого давления. Механизм регулятора частоты вращения закрыт сверху крышкой, на которой расположены рычаги 46 и 49 управления регулятором. Секции насоса закрыты защитными кожухами, которые крепятся винтами.

На заднем торце корпуса насоса в отверстие отводящего канала ввернут перепускной клапан 53. В нижней части корпуса установлен кулачковый вал 65, вращающийся в двух конических подшипниках 67, напрессованных на шейки вала. Подшипники закрыты крышками. На переднем конце кулачкового вала установлен фланец 72, который через резиновые сухари 71 приводит во вращение ведущую шестерню 70 регулятора и эксцентрик 74 привода насоса низкого давления. На
заднем конусном конце кулачкового вала установлена муфта 56 опережения впрыска топлива. При вращении кулачкового вала усилие передается на роликовый толкатель 6, постоянно прижатый пружиной 9 к кулачку, и далее через пяту 5 толкателя на плунжер 11 насосной секции.

Секция насоса состоит из корпуса 17, который с помощью фланца крепится к корпусу насоса, плунжера 11, втулки 16 плунжера, поворотной втулки 8 и штуцера 21 с нагнетательным клапаном 19, ввернутого в корпус секции. Корпус секции уплотнен резиновыми кольцами. Втулки и плунжеры изготовлены из хромомолибденовой стали с высокой точностью и представляют собой прецизионные пары. В верхней части плунжера имеются два отверстия, соединенные винтовой канавкой. Втулка 16 имеет впускное и отсечное отверстия, которые соединены с соответствующими каналами в корпусе насоса. Поворот плунжера относительно втулки, в результате чего изменяется количество подаваемого топлива, осуществляется поворотной втулкой 8, шип которой соединен с рейкой 15 топливного насоса. Правильное положение втулки плунжера относительно корпуса насоса обеспечивается штифтом 14. К верхнему торцу втулки плунжера прижато штуцером седло 18 нагнетательного клапана, который прижат к седлу пружиной 20. На резьбовом конце штуцера закреплен топливопривод высокого давления.

 

 

 

 

 

Рис. 3.20. Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения

 

 

 

 

При движении плунжера вниз под действием пружины 9 топливо под небольшим давлением, создаваемым топливным насосом низкого давления, поступает через подводящий канал в корпусе и впускное отверстие во втулке 16 и надплунжерную полость. При движении плунжера вверх топливо перепускается в подводящий канал до тех пор, пока торцовая кромка плунжера не перекроет впускное отверстие втулки. При дальнейшем движении плунжера вверх давление в надплун-жерной полости возрастает. При определенной его величине открывается нагнетательный клапан 19 и топливо по топливопроводу высокого давления поступает к форсунке. Движущийся плунжер в это время продолжает сжимать топливо. Как только давление достигает 180+5 кгс/см2, что превышает усилие, создаваемое пружиной форсунки, игла форсунки, и поднимается и происходит процесс вспрыска топлива в цилиндр двигателя.

По мере движения плунжера вверх наступает момент, когда винтовая кромка плунжера открывает отсеченное отверстие во втулке 16, что вызывает резкое падение давления в надплунжерной полости. В результате этого нагнетательный клапан под действием пружины закрывается. При опускании клапана до его посадки на седло происходит увеличение объема топлива в топливопроводе между форсункой и клапаном. Этим самым обеспечиваются быстрая посадка иглы распылителя в седло форсунки и резкая отсечка подачи топлива.

Избыток топлива при работе насоса отводится через перепускной клапан 53 в отводящую магистраль системы питания двигателя.

Смазывается насос маслом, поступающим под давлением из системы смазки двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..