Система смазки двигателя комбинированная (рис. 3.13). Масло из поддона 4
через маслоприемник засасывается в секции масляного насоса. Через канал
в картере блока цилиндров масло из нагнетательной секции 8 насоса
подается в корпус полнопоточного фильтра 11 тонкой очистки. Из фильтра
масло поступает в главную масляную магистраль 12, откуда по каналам в
перегородках блока подается к коренным подшипникам коленчатого вала и
подшипникам распределительного вала. К втулкам коромысел масло поступает
через каналы в блоке, головках цилиндров, стоиках и осях коромысел; к
шатунным подшипникам коленчатого вала — по каналам в щеках от ближайших
коренных шеек. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом,
через отверстия в канавке кольца отводится внутрь поршня и смазывает
опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.
Из правого канала в задней стенке блока цилиндров масло под давлением
поступает по трубке для смазки подшипников коленчатого вала компрессора
1, из канала в передней стенке блока — для смазки подшипников топливного
насоса 2, высокого давления. Из главной масляной магистрали масло под
давлением подается к термосиловому датчику в передней части блока
цилиндров, управляющему работой гидромуфты 3 привода вентилятора в
зависимости от температуры воды в системе охлаждения двигателя.
Остальные детали и узлы двигатели смазываются разбрызгиванием и масляным
туманом.
Радиаторная секция 8 масляного насоса нагнетает масло в фильтр 17
центробежной очистки (центрифугу) и далее в масляный радиатор 6. Масло,
прошедшее дополнительную очистку и охлажденное в радиаторе, непрерывно
поступает и масляный поддон.
В системе смазки установлены клапаны плунжерного типа, которые
регулируют ее работу при нарушении нормального функционирования
отдельных узлов.