Предназначены для ускорения прогрева холодного
двигателя и
поддержания необходимого теплового режима при
движении автомобиля. Термостаты размещены в отдельной коробке,
закрепленной на переднем торце правого ряда цилиндров.
Термостат состоит из термосилового датчика с твердым наполнителем,
штока, 6 (рис.3.9), входящего во втулку 5 термосилового датчика,
регулировочного винта 8, двух стоек
3 и 7. радиаторного 4 и перепускного 9 клапанов пружин 1 и 2. Все детали
термостата, кроме пружин 1 и 2, изготовлены из латуни. Термостаты
действуют автоматически в зависимости от температуры охлаждающей
жидкости. Баллон датчика заполнен термоактивным веществом — церезином,
который обладает высоким коэффициентом объемного расширения в
определенном диапазоне температур. Вследствие расширения церезина шток 6
стремится выйти из втулки термосилового датчика и, упираясь через
регулировочный винт в верхнюю часть стойки 7, перемещает датчик вместе с
радиаторным 4 и перепускным 9 клапанами.
При прогреве холодного двигателя патрубок, соединяющий полости блока
цилиндров с радиатором, перекрыт клапанами термостатов, а перепускной
канал к водяному насосу открыт. Охлаждаясь жидкость циркулирует, минуя
радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При нагреве охлаждающей
жидкости до температуры (80 ± 2)°С церезин плавится и, увеличиваясь в
объеме перемещает датчик, который открывает радиаторный клапан и
закрывает перепускной клапан. Охлаждающая жидкость начинает
циркулировать через радиатор. Радиаторный клапан открывается полностью
при температуре (93 ± 2) С.
При снижении температуры охлаждающей жидкости церезин уменьшается в
объеме и клапаны термостата занимают первоначальное положение.