Газораспределительный механизм двигателя ЗИЛ-133

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобили семейства ЗИЛ-133 (-133Г1, -133Г2, -133ГЯ и -133ВЯ) (Митрофанов В.П.) - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

Газораспределительный механизм двигателя ЗИЛ-133

 

 



Газораспределительный механизм (рис. 3.6) двигателя служит для регулирования процессов впуска очищенного воздуха в цилиндры и выпуска из них отработавших газов в соответствии с порядком работы цилиндров и фазами газораспределения.

Распределительный вал. Поверхность кулачков и опорных шеек вала цементируется и закаливается. Вал вращается в подшипниках, скольжения, установленных в отверстиях стенок и ребер блока цилиндров. От осевых перемещений вал фиксируется при помощи корпуса заднего подшипника, фланец которого крепится болтами к блоку цилиндров.

Привод распределительного вала осуществляется от шестерни 1 (рис. 3.7) коленчатого вала через промежуточные шестерни. Блок промежуточных шестерен 2 и 3 вращается на двухрядном роликовом коническом подшипнике. Шестерня распределительного вала установлена на сегментной шпонке. Для обеспечения заданных фаз газораспределения шестерни при сборке устанавливаются по меткам, выбитым на торцах шестерен. Метки
должны быть совмещены, как показано на рис. 3.7.

Толкатели. Предназначены для передачи усилия от кулачков распределительного вала к штангам. Толкатель 2 (см. рис. 3.6) клапана изготавливается из стали и представляет собой цилиндр, во внутренней части которого имеется сферическое углубление, служащее опорой для нижнего сферического наконечника штанги толкателя. Торец толкателя, работающий по кулачку распределительного вала направлен специальным чугуном и имеет выпуклую поверхность. Вблизи нижнего торца имеются 2 отверстия для стока масла из внутренней полости.

При работе двигателя толкатели все время вращаются вокруг своих осей, что необходимо для их равномерного износа. Вращение толкателя достигается за счет выпуклой поверхности его нижней головки и скошенной поверхности кулачка распределительного вала.

Направляющие толкателей. Изготовлены из серого чугуна и выполнены съемными из соображений технологичности и ремонтопригодности блока. В четырех втулках направляющей перемещаются по четыре толкателя. Каждая направляющая фиксируется двумя штифтами и крепится к блоку двигателя двумя болтами со стопорными шайбами.

Штанги толкателей. Стальные, пустотелые, с вставными сферическими наконечниками, которые опираются с одной стороны в углубление толкателя, а с другой — в сферическую поверхность регулировочного болта коромысла. Сферические поверхности наконечников цементируются и закаливаются. Для прохода смазки через полости штанг в наконечниках просверлены масляные каналы.

 

 

 

 

 

Рис. 3.6. Газораспределительный механизм:
1— распределительный вал; 2 — толкатель; 3— направляющая толкателей; 4—штанга; 5 — регулировочный винт; 6 — коромысло; 7 — контргайка; 8 — втулка; 9 — тарелка пружины; 10 — внутренняя пружина; 11 — наружная пружина; 12 — опорная шайба; 13 — сухари; 14 — резиновая манжета; 15 — выпускной клапан; 16 — впускной клапан; 17— корпус подшипника с фланцем; 18 — шестерня
распределительного вала

 

 

 

 

 

Рис. 3.7. Блок распределительных шестерен:
I — ведущая шестерня; 2 и 3 — промежуточные шестерни; 4 — шестерня распределительного вала; 5 — шестерня привода топливного насоса: 6 — шестерня привода насоса гидроусилителя руля; 7 — шестерня привода компрессора

 

 

 

Коромысла клапанов. Стальные, штампованные, представляют собой разноплечие рычаги. Конец длинного плеча опирается на торец стержня клапана. Короткое плечо имеет резьбовое отверстие для установки регулировочного винта. Нижний сферический конец винта входит в верхний наконечник штанги. Винт стопорится с помощью гайки после регулировки зазора между коромыслом и торцем стержня клапана. Коромысла впускного и выпускного клапанов установлены. на осях стойки, отдельной для каждого цилиндра. Положение стойки фиксируется двумя штифтами, запрессованными в головку цилиндра, а положение коромысел фиксируется пружиной и стопорными пластинами. Бронзовые втулки коромысел, а также сферические поверхности регулировочных винтов смазываются маслом, которое подводится по каналам в перегородках блока, стойках и коромыслах.

 

 

 

Впускной и выпускной клапаны. Изготовлены из высоколегированной жаропрочной стали. Стержни перемещаются в направляющих металлокерамических втулках, запрессованных в головку цилиндра. Смазка стержней клапанов осуществляется маслом, которое вытекает из сопряжений клапанного механизма и разбрызгивается клапанными пружинами. Для предотвращения попадания масла в цидлиндр через зазор между стрежнем клапана и втулкой на стержень впускного клапана надета резиновая манжета. Диаметр головки впускного клапана несколько больше выпускного. Седла клапанов изготовлены из жаропрочного чугуна.

На каждый клапан устанавливаются по две пружины 10 и 11 (см. рис. 3.4), имеющие противоположную навивку, что обеспечивает клапанному механизму высокую противо-резонансную характеристику. Нижними кон-цами пружины опираются на стальную шайбу

13, а верхними — на тарелку клапана 7. Тарелка, в свою очередь, опирается на стальную втулку 5, которая соединяется со стержнем клапана посредством двух конусных сухарей 8.

Конусная поверхность втулки 5 не сопрягается полностью с внутренним конусом верхней тарелки пружин. Благодаря такой конструкции между втулкой и тарелкой возникает небольшое трение при сжатии пружин, а так как пружины при этом несколько скручиваются, происходит поворот клапана, что необходимо для повышения его работоспособности. Рабочая фаска выпускного клапана наплавлена сормайтом. Высота подъема клапанов 12,5 мм.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..