Полуось переднего ведущего моста автомобиля
ЗИЛ-121
Проверка шарнира полуоси. Привод к ведущим управляемым колесам переднего
моста осуществляется при помощи полуосей с шарниром постоянной угловой
скорости. Крутящий момент от полуоси 3 (рис. 42) к полуоси 1 передается
через четыре ведущих шарика 6, помещенных в беговые дорожки 2 и
сферические гнезда 4. При этом полуось 1 при различных углах поворота
делает одинаковое число оборотов с полуосью 3. Ведущие шарики диаметром
42,863 ± 0,1 мм разделяются на десять групп через 0,02 мм и имеют
следующие диаметры: 42,763—42,783;
Шарнир полуоси собирают с предварительным натягом
за счет подбора ведущих шариков по размерам указанных групп.
Неправильный подбор шариков может привести к разъединению шарнира
полуоси, если он собран с ослабленными шариками, или к заклиниванию,
если он собран с увеличенными по размеру шариками.
При сборке шарнира полуоси сначала закладывают центральный установочный
шарик 5, затем последовательно вкладывают ведущие шарики 6 (рис. 42, а и
б) в беговые дорожки, при этом полуось 3 зажимают в тиски, а полуось 1
ставят под углом, раскрывая поочередно зев дорожек для закладывания
шариков.
При разборке шарнира также закрепляют полуось в тиски, размечают мелом
или краской взаимное расположение вилок полуосей, перегибают шарнир до
отказа в плоскости хода ведущего шарика, выводят шарик в крайнее
положение беговой дорожки, слегка отмечают краской шарик и его место в
вилках шарнира, затем последовательно вынимают шарики. При замене
шариков их не размечают. Шарнир разъединяют, приложив некоторое усилие
от руки и перегнув его за предельный угол. Если нет надобности в
разборке шарнира, то не следует ее делать.
Шарнир после сборки проверяют при поворачивании его в четырех
направлениях, как указано на рис. 42, в:
в плоскости I—I перемычек ведомой вилки;
в плоскости III—III перемычек ведущей вилки;
в плоскостях II—II и IV—IV расположения шариков.
Крутящий момент, замеряемый динамометром 7 при повороте шарнира от
спрямленного положения на угол 10—15°, должен быть в пределах 3,0—9,0
кГм, что будет соответствовать усилию 10—30 кГ.
Допускается разница между наибольшими моментами поворота в четырех
указанных плоскостях не более 1,5 кГм, что будет соответствовать усилию
5 кГ не более.
Если поворот шарнира проверяют усилием руки, то в беговых дорожках
шарнира не должно быть большого трения шариков.
Собранные полуоси проверяют на стенде при скорости вращения 30 об/мин
под нагрузкой с крутящим моментом 100 кГм, при этом полуось должна
поворачиваться в одну и другую стороны, по отношению к полуоси 3, на
угол 31° не менее.
При проверке шарнира не должно быть стука, скрежета, задевания ведущих
шариков за центральный шарик и задевания вилок полуосей.
Рис. 42 Полуось переднего моста автомобиля ЗИЛ-131:
а — детали шарнира полуоси; б — сборка шарнира; в — проверка шарнира
полуоси