РЕГУЛИРОВКА ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ И ДИФФЕРЕНЦИАЛА
АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Для обеспечения нормальной работы главной передачи автомобилей ЗИЛ-130 и
ЗИЛ-131 необходимо, чтобы осевое перемещение шестерен при работе под
нагрузкой было минимальным. Для этого подшипники главной передачи
устанавливают с предварительным натягом, в результате чего уменьшается
осевое перемещение шестерен под действием сил, возникающих при их
работе, что позволяет сохранить правильное зацепление шестерен и тем
самым увеличить их долговечность.
Чрезмерная затяжка увеличивает нагрев и износ подшипников и в некоторых
случаях может привести к их заклиниванию. При слабой затяжке увеличенный
осевой зазор также приводит к ускоренному износу и разрушению
подшипников вследствие перекоса роликов и возникающих при этом ударных
нагрузках.
Подшипники должны быть затянуты так, чтобы в свободном состоянии вал с
регулируемыми затянутыми подшипниками проворачивался от руки с некоторым
сопротивлением.
При эксплуатации автомобиля из-за износа шестерен, подшипников и
ослабления креплений нарушается регулировка и уменьшается
предварительный натяг. Характерным признаком нарушения регулировок
является повышенный шум шестерен, что ведет к быстрому износу и
выкрашиванию зубьев. Поэтому
для сохранения правильного зацепления шестерен и
увеличения срока их службы систематически проверяют и при необходимости
регулируют подшипники главной передачи и дифференциала.
Особенно необходимо следить за затяжкой подшипников вала ведущей
шестерни главной передачи, так как нарушенная регулировка может вызвать
выход из эксплуатации не только подшипников, но и шестерен главной
передачи и дифференциала.
Нарушение регулировки подшипников коробки дифференциала происходит в
меньшей степени, чем подшипников вала ведущей шестерни, поэтому их
регулируют в основном при ремонте мостов.
В главной передаче, кроме указанных выше регулировок подшипников,
регулируют также зацепление шестерен.
Цель регулировки зацепления шестерен — правильно установить одну
шестерню относительно другой при сохранении необходимого зазора между их
зубьями, что достигается перемещением валов шестерен в осевом
направлении.