Регулировка свободного хода педали сцепления
автомобилей ЗИЛ-130, 131
Свободный ход педали сцепления необходим для
установки определенного зазора между рычагами и опорным подшипником
муфты выключения сцепления.
Если зазор слишком мал или совсем отсутствует, то подшипник во время
работы двигателя, особенно при движении автомобиля, постоянно или
периодически нажимает на рычаги, вызывая пробуксовку и износ дисков
сцепления, а также износ подшипника муфты выключения. Признаком
пробуксовки сцепления является снижение скорости движения автомобиля, а
также появление запаха гари от фрикционных накладок.
При очень большом зазоре, а следовательно, и при большом свободном ходе
педали сцепление полностью не выключается, что также приводит к износу
ведомого диска сцепления. Кроме того, при переключении передач
появляется шум и скрежет зубьев шестерен в коробке передач, при этом
сцепление «ведет».
Перед регулировкой нужно проверить величину свободного хода педали
сцепления линейкой 8 (см. рис. 32,а). Свободный ход педали 9 должен быть
35—50 мм, что будет соответствовать зазору 3—4 мм между рычагами и
опорным подшипником муфты выключения сцепления.
Если величина свободного хода педали больше или меньше рекомендуемой
нормы, то необходимо привод сцепления отрегулировать. Регулируют
свободный ход педали изменением рабочей длины тяги 5 выключения
сцепления. Для этого ослабляют контргайку 1, отвернув ее на несколько
оборотов или при полностью отпущенной педали 9; затем, вращая
сферическую гайку 2, изменяют длину тяги 5, при этом для уменьшения
свободного хода педали сферическую гайку надо завертывать, а для
увеличения — отвертывать; после получения нормального свободного хода
педали завертывают контргайку, не допуская при этом проворачивания
сферической гайки.
После регулировки необходимо проверить работу привода сцепления, обратив
внимание на состояние пружин 4 и 6, особенно на оттяжную пружину 6,
которая должна полностью возвращать педаль сцепления в свое
первоначальное положение. Одновременно проверяют надежность крепления
картера 7 сцепления.
После регулировки сцепления надо пустить двигатель и проверить работу
сцепления. Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать
во включенном положении, а при нажатии на педаль должно выключаться
полностью.
Свободный ход педали в процессе эксплуатации автомобиля регулируют
периодически, в зависимости от износа фрикционных накладок ведомого
диска, вследствие чего уменьшается
зазор между рычагами и опорным подшипником муфты
выключения сцепления, а следовательно, уменьшается и свободный ход
педали сцепления. Регулировка свободного хода педали может быть вызвана
и другими причинами, например короблением ведомого диска, в этом случае
зазор между рычагами и подшипником увеличивается, свободный ход педали
возрастает, и сцепление может «вести».