На двигатель устанавливается стартер, показанный на, рис. 114, который
представляет собой электродвигатель постоянного тока, последовательного
возбуждения с электромагнитным тяговым реле и приводом, имеющим муфту
свободного хода. Включение стартера дистанционное. Стартер УАЗ-469
включается выключателем зажигания.
Техническое обслуживание стартера. Периодически очищайте стартер от
грязи и внешним осмотром определяйте состояние; крепления стартера к
картеру сцепления.
Проверяйте выводные зажимы тягового реле, рабочую поверхность
электрических контактов, подгар удаляйте напильник ком с мелкой
насечкой, после чего вытрите ветошью и продуйте. Также проверяйте привод
стартера — шестерни, рычаг и пружины.
Трущиеся детали очищайте от грязи, промывайте и протирайте досуха, при
необходимости смазывайте смазкой Литол-24.
Проверяйте осевой зазор вала ротора, который не должен превышать 1,0 мм.
При необходимости подтягивайте болты корпуса стартера.
Привод стартера УАЗ-469 должен свободно, без заеданий перемещаться по
шлицам вала и возвращаться в исходное положении под действием возвратной
пружины. Ротор не должен вращаться при повороте шестерни привода в
направлении рабочего вращения. Поднимайте щетки и проверяйте легкость
вращения ротора в подшипниках от руки. Измеряйте высоту щеток и
заменяйте, если они изношены и высота их менее 6 мм.
Проверяйте усилие нажатия пружины на щетку, которое должно быть
850...1400 гс.
При сборке смажьте подшипники и цапфы вала ротора маслом, применяемым
для двигателя.
Регулировку положения полного вылета шестерни привода стартера
производите при включенном тяговом реле. Шестерня в выключенном
положении должна быть на расстоянии не более 34 мм от привалочной
плоскости фланца стартера (рис. 115). На выводную клемму обмотки реле
стартера подается напряжение 8...12 В. Зазор между шестерней привода и
упорным кольцом в момент включения стартера должен быть 4±1 мм. Этот
зазор регулируйте поворотом эксцентриковой оси 4 рычага привода,
предварительно отвернув контргайку оси. После регулировки контргайку оси
затяните.
Предупреждения: 1. Муфта свободного хода стартера может выйти из строя,
если стартер остается включенным после того, как двигатель начал
работать.
2. Разбирайте и собирайте стартер только ё специализированной
мастерской и только по истечении гарантийного пробега.
Рис. 115. Положение шестерни
привода стартера УАЗ-469:
1 — вывод к реле; 2 — вывод к катушке зажигания; 3 — вывод к
аккумуляторной батарее; 4 — эксцентриковая ось рычага привода.
3. Не мойте крышки стартера УАЗ 469 и привод в бензине или керосине во
избежание вымывания смазки из бронзографитовых пористых подшипников
скольжения.
Возможные неисправности стартера и способы их
устранения
При включении стартера якорь не вращается
Вероятная причина неисправности
Способ устранения
Нарушен контакт щеток с коллектором
Снимите стартер с двигателя, разберите его и устраните
причину неисправности
Отсутствует контакт в выключателе тягового реле стартера
Отсоедините провода от стартера, снимите крышку
выключателя с клеммами. Если контакты подгорели, зачистите
их. Сильно подгоревшие контакты поверните на 180° вокруг их
оси
Обрыв соединений внутри стартера или в тяговом реле
Отремонтируйте стартер в мастерской
Отсутствует надежный контакт в выключателе зажигания на
клемме «С»
Проверьте цепь с помощью контрольной лампы, присоединенной
к клемме «С» и «массе». При отсутствии напряжения на
клемме «С» в положении, соответствующем включению
стартера, выключатель зажигания замените
Оборвана обмотка или подгорели контакты в дополнительном
реле
Проверьте цепь с помощью контрольной лампы. Лампа,
соединенная с клеммой «К» дополнительного реле и «массой»,
должна загораться при включении стартера. Если лампа не
горит, то разберите реле, зачистите контакты
Заедает якорь во втулке катушки электромагнита
Очистите от грязи якорь, реле и втулку. При наличии
смещения тягового реле относительно рычага стартера
отремонтируйте в мастерской
При включении стартера коленчатый вал двигателя не вращается или
вращается с малой частотой вращения
Вероятная причина неисправности
Способ устранения
Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея
Проверьте батарею и при необходимости замените
Короткое замыкание якоря или катушек возбуждения или
задевание якоря за полюсы
Устраните замыкание или отправьте стартер в мастерскую для
ремонта
Туго проворачивается коленчатый вал двигателя
В зимнее время года прогрейте двигатель
Нарушена цепь питания стартера вследствие слабой затяжки
наконечников проводов
Осмотрите всю цепь питания стартера, подтяните все зажимы
Сильно изношены подшипники
Направьте стартер для ремонта в мастерскую
При включении вал стартера вращается с большой частотой вращения, но не
проворачивает коленчатый вал двигателя
Вероятная причина неисправности
Способ устранения
Поломаны зубья венца маховика
Смените венец
Пробуксовываетроликовая
муфта свободного хода
Смените привод стартера
При включении стартера слышен повторяющийся сильный стук тягового реле и
шестерни о венец, коленчатый вал двигателя при этом не проворачивается
Вероятная причина неисправности
Способ устранения
Отсутствует надежный контакт в зажимах, особенно у
аккумуляторной батареи
Проверьте и подтяните болты зажимов
Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея
Проверьте и подзарядите аккумуляторную батарею или
замените ее
Неисправна удерживающая обмотка тягового реле или плохой
контакт ее с «массой»
Замените обмотку или обеспечьте надежный контакт обмотки
После пуска двигателя стартер не выключается
Вероятная причина неисправности
Способ устранения
Заедает привод на валу якоря
Разберите стартер и устраните причину заедания
Спекание контактов выключателя тягового реле или
дополнительного реле