СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-500А,
МАЗ-504А, МАЗ-516
Устройство
Система смазки двигателя (рис. 23) смешанная — под давлением и
разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные
подшипники, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала, втулки
коромысел, втулки толкателей, наконечники штанг толкателей, подшипники
масляного насоса и его привода; разбрызгиванием смазываются зеркало
гильз цилиндров, кулачки распределительного вала, шестерни привода
агрегатов и подшипники качения.
Рис. 23. Схема системы смазки:
1 фильтр тонкой очистки масла; 2 — слив масла в поддон картера; 3 —
маслозаливная горловина; 4 — коромысло; б — штанга толкателя; 6 — шатун;
7 — центральный масляный канал; 8 — коленчатый вал; 9 — сливной клапан;
10 — возврат масла из масляного радиатора в поддон картера; 11 — подача
масла к масляному радиатору; 12 — предохранительный клапан радиаторной
секции насоса; 13 — редукционный клапан; 14 —1 радиаторная секция
насоса; 16 — нагнетательная секция насоса; 16 — поддон картера; 17 —
распределительный вал; 18 — ось толкателей; 19 — перепускной клапан
фильтра грубой очистки; 20 — фильтр грубой очистки; I — подача масла под
большим давлением; II — всасывание масла; III — слив масла и смазка
деталей самотеком
Масло засасывается из поддона картера двигателя через за-борник
шестеренчатым насосом (рис. 24), состоящим из двух секций— основной и
радиаторной.
Основная (нагнетательная) секция насоса подает масло в основную масляную
магистраль через последовательно включенный фильтр грубой очистки (рис.
25). В корпусе фильтра грубой очистки установлен перепускной клапан 19
(см. рис. 23), который при разности давлений до и после фильтра, равной
2,0—2,5 кГ/см2 (при загрязнении элемента фильтра), открывается, и масло,
минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.
После фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда по
каналам в блоке цилиндров — к подшипникам коленчатого и
распределительного валов. От подшипников коленчатого вала через систему
каналов в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних
головок шатунов. От распределительного вала масло пульсирующим потоком
направляется в канал оси толкателей и оттуда по каналам в толкателях, по
полым штангам и сверлениям коромысел ко всем
трущимся парам привода клапанов.
Параллельно основной масляной магистрали, после фильтров грубой очистки,
включен центробежный фильтр тонкой очистки масла (рис. 26), который
пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное
масло сливается в поддон.
Нагнетательная секция масляного насоса снабжена редукционным клапаном 13
(см. рис. 23), перепускающим масло в поддон при давлении на выходе из
насоса более 7,0—7,5 кГ/см2. В корпусе радиаторной секции насоса
установлен предохранительный клапан 12, отрегулированный на давление
0,8—1,2 кГ/см2. Для стабилизации давления в системе смазки на нижней
плоскости блока цилиндров установлен сливной клапан 9, отрегулированный
на начало открытия при 4,7—5,0 кГ/см2.
Фильтр тонкой очистки масла — центробежного
типа (центрифуга) имеет реактивный привод от масла, поступающего под
давлением из масляной магистрали и тангенциально вытекающего из корпуса
через два сопла 22 (см. рис. 26).
При вращении ротора 11 механические частицы, находящиеся в масле,
отбрасываются к внутренней полости колпака 10, образуя плотный осадок,
удаляемый при разборке фильтра. Очищенное масло сливается в картер
двигателя.
Масляный радиатор — трубчатый, воздушного охлаждения, расположен
впереди радиатора водяного охлаждения. Включают масляный радиатор при
температуре воздуха 15°С и выше, открывая краник, расположенный на левой
стороне блока цилиндров. В тяжелых условиях эксплуатации масляный
радиатор следует включать и при более низких температурах воздуха. Во
всех других случаях он должен быть выключен.
Для слива масла в поддоне картера двигателя имеются
два отверстия, закрытые пробками.