Замена деталей шатунно-поршневой группы
двигателя ЯМЗ-236 - часть 1
Для снятия поршней и гильз с двигателя необходимо:
установить автомобиль на осмотровую канавку и слить масло и охлаждающую
жидкость из двигателя;
снять головки цилиндров и поддон картера двигателя;
отогнуть замковые шайбы и отвернуть болты крепления крышек нижних
головок шатунов, убедиться в наличии меток спаренности на стыке со
стороны длинного болта. При отсутствии меток, или если метки плохо
просматриваются, их следует нанести вновь. Замена крышек или
перестановка их с одного шатуна на другой не допускается;
снять поршень в сборе с шатуном через цилиндр, а затем гильзы из блока
цилиндров при помощи приспособления (рис. 17).
Для разборки комплекта поршень—шатун необходимо: снять кольца с поршня
при помощи приспособления, ограничивающего расширение кольца обоймой с
внутренним диаметром
142,5 мм (рис. 18);
вынуть стопорные кольца поршневого пальца с помощью круглогубцев;
вынуть поршневой палец, предварительно выдержав поршень в сборе с
шатуном в масляной ванне в течение 10 мин при температуре масла 80°С.
Рис. 18. Приспособление для снятия и установки
поршневых колец:
1 — поршневое кольцо; 2 — губки приспособления; 3 — рукоятка
Замена поршней и гильз. При своевременной
замене поршневых колец поршень и гильза могут работать до 300 тыс. км.
Поршень подлежит замене, если на его боковой поверхности имеются задиры,
выгорание на днище поршня, трещины в днище поршня или на перемычках
канавок поршневых колец, а также если диаметр юбки поршня, замеренный в
плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца на расстоянии 153 мм
от днища поршня, менее 129,6 мм.
Торцовые зазоры между новыми поршневыми кольцами и канавками поршня не
должны превышать следующих величин (рис. 19), мм;
Для верхнего компрессионного кольца (размер а)............0,35
» второго и третьего компрессионных колец (размер б) . . 0,30
Для замера торцовых зазоров поршни в сборе с новыми кольцами вставить в
калиброванный цилиндр с внутренним диаметром 130,00— 130,01 мм.
Гильзу следует заменять, если имеются трещины и
обломы, задиры внутренней поверхности, вмятины и забоины на опорном
буртике, а также если внутренний диаметр гильзы превышает 130,3 мм,
овальность превышает 0,08 мм, а конусность — 0,10 мм. Диаметры следует
замерять в двух перпендикулярных плоскостях (28 мм, от верхнего бурта).
Замена шатуна. Шатун в сборе с крышкой не
ремонтируют, а заменяют: при наличии трещин или обломков на шатуне и
крышке; если диаметр отверстия под вкладыш превышает 93+0,04 ММ' если
овальность и конусность более 0,012 мм, а также при повреждении резьбы
под шатунный болт.
При ослаблении посадки втулки в верхней головке шатуна или износе
отверстия под поршневой палец свыше 50,08 мм втулку выпрессовать и
заменить новой. Новая втулка должна быть запрессована заподлицо с
торцовыми поверхностями верхней головки шатуна и обработана в комплекте
с шатуном под размер 50 мм.
Овальность и конусность отверстия допускаются не более 0,004 мм.
Непа-раллельность осей отверстий нижней и верхней головок шатуна должна
быть не более 0,03 мм на длине 100 мм.
Замена поршневого пальца. Поршневой палец заменяют при наличии грубых
рисок, задиров, наволакивания металла, а также если наружный диаметр
менее 49,93 мм, а овальность и конусность превышают 0,015 мм.
Замена поршневых колец. Компрессионные кольца следует менять, если:
канавки на наружной цилиндрической поверхности полностью или частично
стерты; отсутствует хотя бы частично слой хромового покрытия верхнего
кольца; зазор в стыке замка, установленного в гильзу или приспособление
с внутренним диаметром 130+0,010 мм, превышает 1,2 мм.
Маслосъемные кольца заменяют, если: стерта острая кромка; имеются задиры
на внешней цилиндрической поверхности; зазор в стыке замка при установке
кольца в приспособление с внутренним диаметром 130,00—130,01 мм
превышает 1,2 мм.
Профилактическая замена первых компрессионных колец рекомендуется после
80—100 тыс. км пробега.
Рис. 19. Схема проверки торцовых зазоров между
кольцами и канавками поршня