Рулевое управление (см. иллюстрацию 11.0) состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, механизма рулевого управления и поперечных рулевых тяг и их наконечников.
11.0 Рулевое управление
1 — рулевое колесо
2 — рулевой вал
3 — промежуточный вал
4 — рулевой механизм
5 — шланги гидроусилителя рулевого управления
6 — насос гидроусилителя рулевого управления
7 — расширительный бачок гидроусилителя рулевого управления
Рулевое колесо укреплено на рулевом валу, который передает движения рулевого колеса через рулевой механизм и рулевые тяги на колеса. Люфт рулевого колеса не должен превышать 30 мм.
Рулевой механизм реечного типа обладает легким ходом и практически не требует обслуживания, однако следует регулярно проверять состояние защитных чехлов поперечных рулевых тяг.
Функционирование рулевого управления облегчается за счет гидравлического усилителя. Он обеспечивает уменьшение усилия, прилагаемого к рулевому колесу для поворота колес автомобиля.
Гидроусилитель рулевого управления состоит из нагнетательного насоса, расширительного бачка и шлангов циркуляции масла. Привод насоса осуществляется от шкива на коленчатом валу двигателя ручейковым ремнем.
Насос забирает гидравлическую жидкость из расширительного бачка и нагнетает ее к стержню клапана, который направляет гидравлическую жидкость в соответствующую часть рабочего цилиндра. Там масло давит на поршень зубчатой рейки и этим поддерживает усилие водителя, прикладываемое к рулевому колесу.
В центральной части рулевого колеса установлена подушка безопасности водителя. При наличии неисправности в системе подушек безопасности на щитке приборов загорается сигнальная лампочка.
Надувная подушка безопасности представляет собой сложенный мешок, мгновенно заполняемый воздухом при лобовом столкновении, предохраняя тем самым туловище и голову водителя от удара о рулевое колесо. При достаточно сильном ударе блок управления подушки безопасности воспламеняет небольшой взрывной заряд и газы, возникающие в результате подрыва заряда, в течение нескольких миллисекунд наполняют подушку. Этого времени достаточно, чтобы смягчить удар о руль. Затем в течение нескольких секунд воздушная подушка опадает, так как газы удаляются через выходные отверстия.
Внимание! Из соображений безопасности не рекомендуется самостоятельно производить какие-либо работы на системе надувных подушек и ремней безопасности.
Внимание! Сварочные и рихтовочные работы на элементах рулевого управления запрещены. При проведении ремонтных работ самоконтрящиеся гайки, а также заржавевшие болты и гайки всегда заменяйте на новые.