Тормозной механизм ручного тормоза — колодочный, с односторонним
расположением опор и равными перемещениями колодок. Он имеет
механический привод и затормаживает через трансмиссию задние ведущие
колеса автомобиля-тягача.
Тормозной механизм установлен на опорном кронштейне 3 (рис. 118),
являющемся также крышкой подшипника ведомого вала коробки передач.
Крышка-кронштейн крепится к картеру коробки передач шестью болтами и
фиксируется двумя втулками.
Колодки 13, отлитые из алюминиевого сплава, притягиваются стяжными
пружинами 5 и 14 к разжимному кулаку 16 и общей опорной оси 7,
закрепленной в кронштейне.
К колодкам приклепаны фрикционные накладки 1, а в месте соприкосновения
с разжимным кулаком 16 для повышения износостойкости привернуты стальные
сухари 15. В средней части колодки опираются бобышками на выступы
кронштейна и шайбами 12, надетыми на болты 11, удерживаются от боковых
смещений.
Разжимный кулак 16 изготовлен за одно целое с валом и установлен на
втулках в опорном кронштейне. На шлицы вала разжимного кулака надет
регулировочный рычаг 18, зафиксированный на шлицах вала кулака стопорным
болтом.
Чугунный барабан 2 тормозного механизма установлен на шлицах ведомого
вала коробки передач и закреплен гайкой.
Для предохранения тормозного механизма от попадания в него масла из
коробки передач в крышке-кронштейне установлен сальник 4, а на фланце
вала — маслоотражатель. Щит 17 закрывает тормозной механизм от попадания
в него грязи.
Тормозной механизм приводится в действие рычагом 30. Положение рычага
фиксируется защелкой 31, входящей в зацепление с зубьями сектора 32.
Защелка тягой 28 соединена с рукояткой 27, закрепленной на рычаге.
Рычаг установлен с помощью кронштейна на левой продольной балке рамы
кабины. От него усилие передается через систему тяг и рычагов на рычаг
18 тормозного механизма, а через тягу 35 с упругим звеном — к рычагу
тормозного крана.
Ручной тормоз предназначен для затормаживания автомобиля-тягача на
стоянках, В движении им пользоваться не рекомендуется.