КАЗ-606А, КАЗ-608. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
газораспределительных механизмов двигателя
Техническое обслуживание газораспределительных
механизмов включает периодическую проверку зазоров, состояния клапанов,
их седел и пружин, очистку клапанов от нагара и, если необходимо, их
притирку.
Температурный зазор между клапаном и приводной деталью (коромыслом или
толкателем) постепенно изменяется вследствие износа деталей и нарушения
регулировок. Зазоры следует проверять при появлении стуков вне
зависимости от пробега автомобиля, а также при техническом обслуживании
для того, чтобы убедиться, что зазоры находятся в пределах,
рекомендуемых заводом. Недостаточная величина зазора может привести к
негерметичной посадке клапана в седло. При этом двигатель перегревается,
его мощность снижается из-за уменьшения компрессии.
Если зазор мал у впускного клапана, то рабочая смесь при такте сжатия
частично выталкивается во впускной трубопровод.
Это вызывает падение мощности двигателя из-за уменьшения количества
рабочей смеси и снижение давления в цилиндре. Признаком неплотной
посадки впускного клапана служат хлопки в карбюраторе вследствие того,
что часть горячих газов, попадая во время рабочего хода во впускной
трубопровод, воспламеняет горючую смесь.
Когда мал зазор у выпускного клапана, это тоже приводит к снижению
мощности в связи с тем, что в такте сжатия часть рабочей смеси удаляется
в выпускной трубопровод и сгорает там, признаком чего являются хлопки в
глушителе.
Работа двигателя в течение длительного времени при нарушенной
регулировке зазоров в клапанах недопустима, так как приводит
к преждевременному обгоранию и износу головок клапанов и их седел, а
также к износу других деталей газораспределительного механизма.
Зазор в клапанах следует регулировать на холодном двигателе. Для
проверки и регулировки зазоров на двигателе КАЗ-608 необходимо снять
крышки головок цилиндров и установить поршень первого- цилиндра в в. м.
т. в такте сжатия, для чего вывернуть свечу зажигания первого цилиндра,
закрыть пальцем отверстие для свечи зажигания и поворачивать коленчатый
вал пусковой рукояткой до начала такта сжатия. Далее, осторожно
поворачивая коленчатый вал, совместить отверстие на шкиве вала с меткой
ВМТ на указателе установки момента зажигания, расположенном на датчике
ограничителя числа оборотов (см. раздел «Установка зажигания»). В этом
положении произвести проверку и при необходимости регулировку зазора во
впускном и выпускном клапанах 1-го цилиндра, выпускных клапанах 2, 4 и
5-го цилиндров и впускных клапанах 3, 7 и 8-го цилиндров. Щуп толщиной
0,25 мм должен входить свободно или с небольшим усилием в зазор, а щуп
толщиной 0,3 мм в зазор входить не должен.
При необходимости регулировки (рис. 33) следует
отвернуть контргайку регулировочного винта и, вращая отверткой винт,
установить по щупу необходимый зазор. После этого, удерживая винт
отверткой, затянуть контргайку и снова проверить зазор; повернуть
коленчатый вал на 360°, проверить и при необходимости отрегулировать
остальные клапаны; поставить на место снятые крышки головок цилиндров.
Для регулировки клапанов в двигателе КАЗ-606А необходимо осторожно снять
крышки люков клапанной коробки, чтобы не повредить прокладки крышек и
установить поршень 1-го цилиндра в положение, при котором метка на
маховике ВМТ/1-6-— совпадает с риской у люка картера сцепления. После
этого
проверить и отрегулировать зазор у 4, 6, 8, 10, 11 и 12-го клапанов (щуп
толщиной 0,25 мм должен входить в зазор с небольшим усилием, а щуп 0,20
мм — свободно). Для изменения зазора необходимо освободить контргайку
регулировочного винта и, удерживая толкатель ключом за лыекн, установить
регулировочный винт в положение, соответствующее указанному зазору.
После этого законтрить винт и снова проверить зазор; повернуть
коленчатый вал на один оборот до совмещения метки на маховике с риской
на картере и отрегулировать зазор у 1, 2, 3, 5, 7 и 9-го клапанов;
поставить на место крышки люков клапанной коробки.
Состояние клапанов, их седел, пружин, толкателей и других деталей
газораспределительного механизма необходимо проверять, очищая клапаны от
нагара, при снятии головок цилиндров.
Особое внимание следует обращать на состояние клапанов, их седел и
пружин. При необходимости после очистки клапанов от нагара следует
притереть клапаны.
Осевой зазор распределительного вала следует проверять и восстанавливать
только при появлении значительного стука шестерен привода
распределительного вала. Восстановление этого зазора достигается заменой
фланца и упорной шайбы.
После пробега автомобиля КАЗ-608 более 70 000 км при очередной разборке
двигателя необходимо проверить состояние пружин и шариков механизмов
вращения выпускных клапанов. При обнаружении на витках пружины следов
износа пружину надо повернуть выработанным участком вниз.
Восстановление герметичности клапанов. Герметичность закрытия клапанов
обеспечивается притиркой фасок клапана и седла. Прн ручной притирке
вращение клапанов производят при помощи дрели. Клапан захватывают
оправкой, входящей в паз головки, а при отсутствии паза — резиновой
присоской. Для притирки используют притирочную пасту или мелкий
наждачный порошок, смешанный с маслом. После притирки фаски должны иметь
по всей окружности сплошную полоску контакта, ширина которой должна
составлять не менее половины ширины фаски седла.
Герметичность закрытия клапана проверяют специальным прибором, состоящим
из колпака 3 (рис. 34) с манометром 2 и резиновой груши 1 для накачки
воздуха в колпак. При испытании колпак устанавливают над притертым
клапаном и нагнетают в него воздух до давления 0,7 кГ/см2. При правильно
притертом клапане указанное давление должно сохраняться в течение
полминуты. Притертые клапаны нельзя обезличивать. После притирки клапаны
и седла тщательно промывают н продувают сжатым воздухом. Клапаны должны
без усилия перемещаться и вращаться в
отверстии направляющей. Пружины клапанов не должны
иметь обломов и трещин. Длину пружин всех клапанов проверяют пол
нагрузкой.
После притирки клапанов и установки головок цилиндров регулируют зазор
между торцами стержней клапанов и носками коромысел на двигателе КАЗ-608
и зазор между торцами стержней клапанов и толкателями на двигателе К
АЗ-606А.
Рис. 34. Проверка герметичности клапана после
притирки на двигателе КАЗ-608