Детали газораспределительного механизма
двигателя КАЗ-606А
Распределительный вал 8 (рис. 32) — кованый, стальной,
четырехопорный. За одно целое с валом изготовлены 12 кулачков,
эксцентрик привода топливного насоса и шестерня привода распределителя
зажигания и масляного насоса. Для уменьшения изно-са опорные шейки,
кулачки, эксцентрик и зубья шестерни подвергнуты поверхностной закалке
током высокой частоты на глубину 2—5 мм.
Диаметр всех опорных шеек одинаковый. Впускные и выпускные кулачки имеют
одинаковый профиль и шлифуются по длине на конус; конусность кулачка —
7,5—10.
Подшипниками опорных шеек являются биметаллические втулки,
запрессованные в отверстия блока.
Втулки стальные, тонкостенные, залитые тонким слоем антифрикционного
сплава СОС-6-6. Зазоры в подшипниках нового двигателя лежат в пределах
0,05—0,15 мм.
В осевом направлении вал фиксируется упорным фланцем 4, который крепится
к блоку цилиндров двумя болтами. Осевой зазор вала определяется
разностью толщин фланца и распорного кольца 5, надетого на передний
конец распределительного вала между шестерней и первой шейкой.
Передняя шейка вала на наружной поверхности имеет две канавки, одна из
которых связана с каналом, образованным отверстиями в шейке. По канавкам
и каналу от передней опоры подается масло для смазки шестерен привода
распределительного вала. Шестерня привода распределительного вала при
помощи шпонки точно ориентирована относительно его кулачков и закреплена
на валу гайкой, которая фиксируется стопорным кольцом. Ведущая шестерня
изготовлена из стали, ведомая — из чугуна. Обе шестерни косозубые.
Фазы газораспределения устанавливают по меткам, выбитым на ведущей и
ведомой шестернях. Метки должны находиться на прямой, проходящей через
оси валов.
Толкатели — стальные, установлены в двух чугунных съемных секциях
направляющих. Каждая секция направляющих толкателей крепится к блоку в
клапанной коробке четырьмя болтами. Секции невзаимозаменяемы. Для
отличия передняя секция имеет отметку в виде стрелки. Толкатели в нижней
части имеют тарелку, рабочая поверхность которой выполнена сферической с
радиусом 750 мм. В толкатель ввернут болт для регулировки зазора
между клапаном и толкателем. Регулировочный болт
толкателя стопорится контргайкой.
Зазор между толкателями и впускными и выпускным" клапанами должен быть
равен 0,20—0,25 мм при температуре плюс 15—20°С.
При работе двигателя толкатели поворачиваются против часовой стрелки
вокруг своей оси вследствие конусности кулачков и сферической формы
рабочей поверхности толкателей. Вращение толкателей способствует более
равномерному износу их стержней и тарелок. Кроме того, вращение
толкателя против часовой стрелки препятствует произвольному нарушению
зазоров между клапаном и толкателем, так как сила трения в контакте
стремится завертывать болт в толкатель.
Впускные клапаны изготовлены из хромистой стали 40Х, имеют
головки большего диаметра, чем выпускные, и угол фаски 30:.
Выпускные клапаны имеют угол фаски 45°. Их
головки изготовлены из жароупорной сильхромовой стали и приварены к
стержню клапана из хромистой стали 40Х.
Седла клапанов выполнены непосредственно в блоке. Направляющими клапанов
служат чугунные втулки, запрессованные в отверстия блока. Каждый клапан
прижимается к седлу пружиной, установленной на его стержне. Одним концом
пружина упирается в блок, другим — в упорную тарелку, которая
удерживается на стержне двумя коническими сухарями. Клапанные пружины
навиваются из стальной проволоки марки 65 Г. Высота пружины в свободном
состоянии должна быть 90—93 мм; под нагрузкой в 21,5—23, 75 кГ ее высота
— 70 мм.