(рис. 28) — стальной, он имеет 16 кулачков,
шестерню привода распределителя зажигания и масляного насоса, эксцентрик
привода топливного насоса и пять опорных шеек- Наружные поверхности всех
кулачков, опор, эксцентрика и шестерни для повышения износостойкости
закалены током высокой частоты на глубину 2—5 мм.
Профили впускных и выпускных кулачков одинаковые и имеют конусность
8—12'. Конусность кулачков в сочетании со сферической поверхностью
нижних торцов толкателей обеспечивает при работе двигателя вращение
толкателей в направляющих гнездах блока и как следствие этого более
равномерный износ рабочих поверхностей толкателей.
Подшипниками опорных шеек являются биметаллические втулки,
запрессованные в отверстия блока цилиндров. Втулки изготовлены из
стальной ленты, покрытой антифрикционным сплавом СОС-6-6.
Зазоры в первых четырех подшипниках нового двигателя должны быть в
пределах 0,03—0,09 мм, а у пятого заднего подшипника — 0,025—0,077 мм.
В осевом направлении перемещение распределительного вала ограничивается
упорным фланцем, расположенным между ведомой шестерней и торцом передней
шейки вала. Фланец крепится к
блоку двумя болтами- Осевое перемещение вала
находится в пределах 0,08—0,208 мм и определяется разницей толщин фланца
и распорного кольца, надетого на распределительный вал между шестерней и
шейкой.
В торце носка вала выполнено отверстие для установки деталей привода
центробежного датчика ограничителя оборотов двигателя.
Толкатели — стальные, пустотелые, с
наплавленной легированным чугуном сферической рабочей поверхностью.
В нижней части толкателей имеются отверстия для выхода масла,
попадающего внутрь толкателя. Масло, вытекающее из этих отверстий,
смазывает боковые поверхности толкателей и кулачки распределительного
вала. Толкатели к гнездам в блоке подбирают индивидуально так, чтобы под
действием собственного веса они медленно опускались в слегка смазанных
гнездах блока.
Штанги — стальные, со сферическими головками. Сферические головки
штанг для уменьшения износа закалены током высокой частоты на глубину 2
мм.
Коромысла — стальные, кованые. В отверстия коромысел запрессованы
бронзовые втулки- Положение коромысел на оси фиксируется распорными
пружинами. Плечо коромысла, обращенное к штанге, имеет регулировочный
винт с контргайкой для регулировки температурного зазора между
коромыслом и стержнем клапана.
Ось коромысел полая, стальная, закреплена на головке цилиндров при
помощи стоек. Через заднюю стойку, связанную маслопроводом с каналами в
блоке, в полую ось коромысел подается под давлением масло, которое
подводится для смазки втулок коромысла. В регулировочном винте и теле
коромысла выполнены каналы, по которым масло из оси коромысел подается
для смазки верхней сферической головки штанги-
Зазор между клапаном и коромыслом, необходимый для обеспечения
герметичной посадки клапана, должен быть в пределах 0,25—0,30 мм для
впускных и выпускных клапанов при температуре двигателя 15—20°С.