19.4. Диски и шины
Примечание
При замене диска
или шины обязательно замените резиновый клапан с ниппелем.
Шины и колесные
диски (на дисковых колесах) являются важными элементами
конструкции автомобиля.
Монтаж и ремонт шин
требует специального инструмента и профессиональных навыков. Эти
работы должны выполнять только специалисты.
По соображениям
безопасности движения можно менять шины только парами и только
на одной оси. Менее изношенные шины следует всегда ставить на
передние колеса.
На все колеса
следует устанавливать только радиальные шины одной и той же
конструкции, одинакового размера (с одинаковой длиной
окружности) и желательно с одинаковым рисунком протектора шины.
При наличии рисунка протектора, определяющего направление
вращения шин, на боковой поверхности шины нанесены
стрелки–указатели. В этом случае следует неукоснительно
соблюдать направление вращения шины. При этом обеспечиваются
оптимальные эксплуатационные качества шины, сцепление с мокрым
дорожным покрытием и уменьшаются износ и шум, создаваемый шиной.
Если шина повреждена, в качестве временной меры можно ненадолго
установить шину с направлением вращения, противоположным
заданному.
На полноприводном
автомобиле, кроме того, все шины должны быть одинаковой модели
одного и того же изготовителя. В противном случае вискомуфта
из–за возникающей разницы в частоте вращения колес обеих осей
нежелательно увеличит долю тяги, приходящуюся на заднюю ось. Это
может привести к поломке.
Различная глубина
рисунка протектора шин передних и задних колес, например в
результате износа, не столь важна. Однако рекомендуется
устанавливать шины с большей глубиной рисунка протектора на
передние колеса: если шины передних колес изношены больше, чем
шины задних, длина их окружности меньше и поэтому они быстрее
вращаются. В результате в трансмиссии возникают дополнительные
напряжения, и шины быстрее изнашиваются.
При выборе шин надо
знать их маркировку.
Рис. 13–2.
Колесо: 1 – шина; 2 – клапан; 3 – диск; 4 – болт
крепления колеса M14x1,5x27,5, 120 Н·м; 5 –
цилиндр замка; 6 – декоративная крышка; 7 –
декоративная накладка; 8 – грузики
|
Радиальные шины (рис.
13–3) имеют на
боковине покрышки маркировку, например:
195/70 R 15 89 H, где
195 –
ширина профиля шины, мм;
70 –
отношение высоты профиля шины к ее ширине, %;
R –
расположение нитей корда каркаса – обозначение радиальной шины;
15 –
диаметр обода диска, в дюймах;
89 –
индекс допустимой грузоподъем–ности шины;
H –
индекс скорости, км/ч.
Индекс Максимальная
скорости скорость, км/ч
Q
160
S
180
T
190
H
210
V
240
W
270
Дата выпуска
указана также на боковине шины (в отдельных случаях только на
внутренней поверхности шины).
DOT CUL UM8–507 TUBELESS, где
DOT –
изготовитель;
CU –
кодовое обозначение изготовителя;
L2 –
размер шины;
UM8 –
тип шины;
507 –
дата изготовления (50–я неделя 1997 г.);
TUBELESS –
бескамерная шина (TUBETYPE –
камерная).
Колесные диски тоже маркируются.
Например,
обозначение 6J
х 16 расшифровывается
следующим образом:
6J –
ширина диска, в дюймах;
J –
высота бортовой кромки диска;
х –
глубокий диск;
16 –
посадочный диаметр диска, в дюймах.