110. Какой материал применяют для направляющих и
каковы способы их крепления в шахте? Современные направляющие кабины
изготовляют из прокатной стали марки. Ст.30. Ранее для направляющих
применяли сталь различного прокатного профиля, а также дерево твердых
пород: дуб, граб, бук. Бруски деревянных направляющих соединяют шипами и
крепит к швеллеру болтами. Схемы сечения металлических направляющих
показаны на рис. 9. Самой простой и обеспечивающей низкий уровень шума
при движении лифта является направляющая, выполненная в виде деревянного
бруска (сечением 65X65 мм дли лифтов грузоподъемностью до 500 кг и 80X80
мм — для лифтов большей грузоподъемности). Направляющие собирают из
брусьев длиной 1—1,5 м. Однако деревянные направляющие быстро
изнашиваются и пожароопасны.
В настоящее время деревянные направляющие вытеснены металлнческимн, В
качестве направляющих противовеса на лифтах грузоподъемностью до 500 кг
применяют стальной прокат уголкового профиля. На лифтах
грузоподъемностью 500 кг и более направляющие противовеса выполняют
только из стального проката таврового сечения. Направляющие крепят к
кронштейнам шахты так, чтобы он не перекосились при осадке здания или
при изменениях температурных условий. Наиболее распространенный способ
крепления направляющей*— с помощью прижимов показан на рис. 10,6. При
появлении больших усилий вдоль направляющей последняя может
проскользнуть в прижимах, не искривляя и не деформируя элементы
крепления направляющих к шахте.
Направляющие должны быть вертикальны и параллельны. Допустимое
отклонение от вертикали не должно превышать 1 мм на 1 м, но не превышать
10 мм по всей высоте подъема. Расстояние между головками направляющих в
свете отзывается штихмассом. Отклонение штихмасса у деревянных
направляющих обычно выдерживается с точностью до 3 мм, а у металлических
— до 2 мм. От точности установки направляющих зависит плавность хода
кабины. Стыки металлических направляющих не должны быть смещены более
чем на 0,2 мм. При наличии неровностей (заусенцев) стыки на 150 мм в обе
стороны зачищают.
111. Назначение башмаков кабины (противовеса) и их типы. Башмаки кабины
и противовеса обеспечивают заданное направление движения кабины и
противовеса, препятствуют поворачиванию в горизонтальной плоскости.
Кабину и противовес оборудуют четырьмя башмаками. Скользящий башмак
показан на рис. 11. Башмаки жестко крепятся к каркасам кабины и
противовеса с возможно наибольшим удалением по высоте одного башмака от
другого.
Различают два типа башмаков: скользящие и роликовые. Наибольшее
распространение в лифтах получила конструкция самоустанавливающегося
скользящего башмака. Башмак состоит из корпуса и вкладыша. Вкладыши
изготовлены из капрона. Для приработки направляющих после монтажа вместо
капроновых вкладышей временно ставит чугунные с последующей заменой
капроновыми,