ИЗГОТОВЛЕНИЕ НОВЫХ ДЕТАЛЕЙ ЧАСОВЩИКОМ

  Главная      Книги - Часы     Руководство по ремонту часов (Дональд Де Карль) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 


ИЗГОТОВЛЕНИЕ НОВЫХ ДЕТАЛЕЙ ЧАСОВЩИКОМ



Изготовление новых деталей является испытанием квалификации часовщика. Часовщик должен:

1. Уметь осматривать и чистить часы.

2. Уметь монтировать новую спираль баланса и производить температурную регулировку.

3. Уметь обращаться с напильником и работать на токарном станке, изготавливая новые детали, равноценные оригинальным.

В этой главе мы попытаемся показать наиболее эффективные способы изготовления новых деталей.

Прежде всего поговорим о материалах для полировки, способах их приготовления и веществах, из которых они изготовляются.

Крокус, вещество для шлифования стальных деталей, представляет собой мелкий порошок.

Некоторые часовые мастера отдают предпочтение карборунду. Он приготовляется тем же способом, что и крокус; оба материала имеют одинаковое назначение. Крокус смешивают с часовым маслом. Полученная масса должна иметь консистенцию крема или быть даже немного гуще. Этот абразив не должен соприкасаться с другими полировальными материалами. Поэтому рекомендуется хранить крокус в отдельной посуде (фиг. 202). При полировке полировальный инструмент покрывают крокусом. Крокус переносят на инструмент кончиком ножа и затем равномерно распределяют по поверхности инструмента.

 

 

 

 

Фиг. 202. Коробка для полировочного материала.

 



Смесь крокуса и масла наносят на полировальные инструменты из железа или мягкой стали. Размер и формы полировальных инструментов разнообразны. Полировка валов, например частей оси баланса и трибов, производится полировальным инструментом длиной около 150 мм, шириной от 3 до 5 мм и толщиной до 2 мм

(фиг. 203). Для цапф оси баланса используется круглый пруток длиной 150 мм, диаметром от 1 до 3 мм, который обтачивают, как показано на рис. 204. Таким полировальным инструментом можно обрабатывать цапфы всех размеров. При полировке плоской поверхности от руки пользуются стеклянной пластинкой около 20 см2. Притиры изготовляются из железа или мягкой стали.

 

 



Интересно отметить, что окись алюминия, представляющая отходы производства часовых камней, является хорошим полировальным средством, применяемым часовщиками, и носит название диамантин. Диамантин хранится в небольших флаконах. Флакон необходимо держать плотно закрытым. Диамантин — это мелкий белый порошок. Пользуются им следующим образом: положите

диамантин на такой же блок, которым пользовались для крокуса. К щепотке порошка добавьте каплю часового масла с отвертки среднего размера. Затем зачистите наждачным камнем плоский полировальный инструмент, хорошо протрите его куском ткани. Разотрите масло с диамантином, прилагая значительное давление. Задача заключается в том, чтобы использовать масло возможно меньше, хотя иногда можно добавить еще одну каплю масла. Сначала кажется, что диамантин совсем сухой, продолжайте перемешивать смесь плоской частью полировального инструмента, одновременно взбивая и растирая ее. В результате может получиться густая паста, сходная по консистенции с оконной замазкой. Некоторые специалисты рекомендуют пользоваться для размешивания диамантина стеклянной палочкой, так как сталь изменяет окраску его. После размешивания полировальным инструментом диамантин приобретает темно-серый цвет, но это ни в коей мере не влияет на его полирующие свойства. Диамантин наносят на полировальный инструмент, слегка прикасаясь последним к смеси, стремясь использовать наименьшее количество. Чтобы перенести диамантин на притир или полировальный блок, прикоснитесь согнутым суставом большого пальца (он должен быть абсолютно чистым) к пасте (фиг. 205, а) и затем постучите суставом с пастой по притиру или полировальному блоку (фиг. 205, б). Блок следует закрыть крышкой, чтобы защитить диамантин от пыли, когда им не пользуются. Пыль из воздуха, осаждаясь на диамантине, может при полировке вызвать царапины.

 

 

 

Фиг. 205. Способ перенесения диамантина:
а — из коробки на инструмент; б — нанесение диамантина на полировальный блок.

 


 

Диамантин наносится на такие же полировальные инструменты, которые применялись с крокусом. Например, после полировки оси крокусом полировальный инструмент следует очистить напильником, оставляя поперечные штрихи для захватывания полирующего материала. Затем полировальный инструмент надлежит вытереть куском ткани, чтобы удалить все остатки крокуса, и нанести на инструмент диамантин. Для работы другого рода можно взять полировальный инструмент из оловянистой бронзы. Например, для полировки вручную головок винтов применяют полировальный инструмент из бронзы длиной около 150 мм, шириной 12 мм, толщиной 6 мм. При плоском полировании вручную исполь-зуют цинковый блок 80 X 25 мм и шириной 12 мм (фиг. 206, а). Цинковые и бронзовые инструменты применяют только с диамайтином. Крокус для них не подходит. Цинковый блок время от времени обтачивают напильником или выскабливают ножом до блеска (фиг. 206, б). Полировальный блок перед употреблением следует всегда чистить. Предварительно необходимо заготовить

футляры из плотной бумаги для хранения цинкового блока и полировальных инструментов из бронзы.

 

 

 

 

фиг. 206. Цинковый полировальный блок: а — бумажный пакет для защиты блока от пыли; б — чистка поверхности блока.

 

 

 



Для окончательной полировки пользуются также древесиной самшита. Обработка поверхности самшитом после металлического полировального инструмента дает красивую черную полировку. Самшитом обрабатывают оси и головки винтов. Самшитовыми притирами пользуются для получения абсолютно плоской поверхности. Для восстановления древесины самшита ее зачищают ножом и наносят на нее диамантин, как на бронзу или цинк.

В настоящее время красный полировальный порошок для полировки золота и латуни почти не применяют. Красный полировальный порошок перемешивают так же, как диамантин. Крас-ный полировальный порошок наносится на инструмент так же, как диамантин. Более подробно о полировальных материалах и инструментах будет сказано в разделе об изготовлении отдельных деталей.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..