ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ
Участие в обсуждении какой-либо проблемы — не только активное, но даже
внешне пассивное, когда человек остается в роли наблюдателя, но
внутренне оценивает чужие доводы, принимает чью-то сторону,— существенно
ускоряет становление личности. Оно помогает лучше сориентироваться в
проблеме, увидеть разные ее стороны и более ответственно занять позицию
в сложной ситуации, а порой и в жизни. Попытки точнее сформулировать
свои мысли, выразить возникшие чувства помогают глубже заглянуть в себя.
Вместе с тем люди учатся слушать и понимать друг друга. Все это
развивает культуру общения, способствует ускоренному формированию
прогрессивного общественного мнения и одновременно преобразованию
общественного мнения в мнения индивидуальные, которые складываются у
участников дискуссии.
Групповая дискуссия применяется и как самостоятельный метод
морально-психологической подготовки и как элемент других методов.
Материалом дискуссии могут быть любые реальные проблемы, если только не
требуется экстренного принятия решения и срочного выполнения команды.
Так, разбор очередного учебного мероприятия окажется значительно
продуктивнее, если вместо поочередных отчетов участников (или
руководителей подразделений) с последующей итоговой оценкой вышестоящего
руководителя он будет проведен в форме дискуссии, направляемой тем же
руководителем.
Обсуждение, предшествующее принятию бытового или тактического решения,
которое вполне могло бы быть принято руководителем единолично, помогает
менее опытным участникам быстрее научиться разбираться в разнообразных
ситуациях. А сами решения, принятые в результате совместного обсуждения,
обычно бывают более надежными как по своему качеству, так и особенно по
исполнению, поскольку люди выполняют их охотнее, с большей
ответственностью и настойчивостью — как свои собственные.
Наиболее полно потенциал групповой дискуссии раскрывается, однако, при
обсуждения условных ситуаций, в частности при решении психологических
задач и подведении итогов игр.