Направленность и характер поведения человека в решающей степени
определяются мотивами, т. е. внутренними побуждениями к деятельности
ради удовлетворения каких-то потребностей.
В предшествующих главах говорилось о мотивах занятиях альпинизмом,
таких, как познание и преодоление природных трудностей, познание и
преодоление себя, общение с другими людьми, эстетическое наслаждение от
пребывания в горах.
Эти и сходные мотивы в разной степени и в разных сочетаниях встречаются
почти у всех альпинистов. Это прямые мотивы, которые обычно хорошо
осознаны Наряду с ними встречаются косвенные, когда занятия альпинизмом
служат, по существу, лишь средством достижения других целей, нередко
скрытых от самого человека. Например, видя всеобщее внимание к тем, кто
проводит отпуск в горах, к их рассказам, песням, слайдам, человек хочет
приобщиться к альпинизму как престижному занятию. Или же горы дают
возможность утолить собственную амбицию, продемонстрировать (хотя бы
самому себе) свое превосходство над другими — в силе, смелости или в
чем-то еще. Не так уж редко с пребыванием в горах связывают надежды
найти себе пару, решить проблему создания семьи. Бывает, что горы нужны
человеку как отдушина, как средство заглушить какие-то переживания,
отвлечься от неприятной ситуации.
В этих и других косвенных мотивах в принципе нет ничего
предосудительного, если только они не начинают резко доминировать над
прямыми мотивами Если же это происходит, поведение человека может
приобрести уродливый и даже опасный характер. Так, стремление показать
свое превосходство — то ли ради самоутверждения, то ли в надежде
покорить чье-то сердце — воплощается порой в грубые нарушения правил
безопасности.
Различают также мотивы достижения, когда человек знает, чего хочет, и
хотя бы в общих чертах представляет, как этого добиться, и мотивы
избегания, при которых ясная позитивная цель отсутствует, зато человеку
хорошо известно, что его не устраивает.
Для поведения, в основе которого лежат мотивы достижения, характерна
целеустремленность, настойчивость Если на пути к цели возникают преграды
и мотив выдерживает столкновение с ними, не угасает, то от
противодействия он становится сильнее. У человека возрастает волевое
напряжение, которое мобилизует дополнительные силы или направляет его
активность на поиски обходных путей. И все же далеко не каждую цель
удается достичь. В этом случае у человека возникает реакция
неудовлетворения, так называемая фрустрация, которая имеет самые
разнообразные проявления, такие, как раздражение, гнев, даже агрессия
(бывает и по отношению к случайному человеку, попавшему под горячую
руку), или же пассивные варианты: растерянность, безразличие,
обесценивание цели.
В случае успеха человек испытывает удовлетворение, радость, обычно тем
большую, чем труднее путь к цели, но до определенных пределов. Повторное
достижение тех же целей, как правило, требует с каждым разом все меньше
усилий, становится привычным и не доставляет былого удовольствия. Чтобы
снова испытать полноценную радость, приходится браться за более трудные
задачи, ориентироваться на более отдаленные цели, которые постепенно
выстраиваются в систему, определяющую логичность и устойчивость
поведения, направляемого мотивами достижения.
При мотивах избегания человек свободен от направленности, которую задает
всем его действиям избранная цель при мотивах достижения. Это
значительно расширяет возможности в выборе средств: годится все, что
хоть как-то избавляет от неприятности, приемлем уход от трудности любым
способом в любую сторону. Но оказывается, человек теряет при этом
возможность испытать полноценное удовлетворение. Поскольку отсутствует
ясное представление, чего именно он хочет, у него не возникает
впечатления успеха даже при получении случайного результата, который
принципиально мог бы быть оценен как успех. Благополучно уйдя от
очередной неприятности, человек успокаивается до следующей. Поэтому в
противоположность мотивам достижения, ведущим к радости, стимулирующим
движение, развитие, мотивы избегания «безрадостны» и располагают к
застою, сопротивлению любым переменам, грозящим нарушить покой,
установившуюся адаптацию к приемлемым для человека условиям.
При очевидных различиях мотивов достижения и избегания, прямых и
косвенных, отличить их друг от друга непросто, поскольку все они тесно
переплетены между собой, часто противоречат друг другу, так что многим
нашим решениям и действиям предшествует сложная борьба мотивов
Одно и то же обстоятельство, событие, предмет может приобретать значение
различных мотивов. Так, соблюдение правил безопасности для начинающего
альпиниста диктуется мотивами избегания — оно избавляет от срывов,
травм. По мере овладения мастерством многим альпинистам требования
безопасности начинают казаться чрезмерными, рассчитанными на того, кто
послабее, по их приходится соблюдать — теперь уже во избежание
наказания. Не удивительно, что любое ослабление внешнего контроля
чревато в этом случае формальным, недобросовестным выполнением приемов
или откровенным пренебрежением ими, а пунктуальное их выполнение, когда
никто из руководства за этим не следит, норой встречает презрительное
отношение и расценивается как признак слабости, трусости.
Другое дело, если приобретение технического опыта сопровождается у
альпиниста формирование^ принципа безопасности, который становится
элементом культуры, спортивной этики. При
этом силы и время, затраченные ради безопасности,
никогда не воспринимаются как потерянные. Соблюдение всех требований
безопасности становится внутренней потребностью, а цель, достигнутая с
их нарушением, не доставляет удовлетворения. Это означает, что
соблюдение требований безопасности превращается в мотив достижения, а
небезопасное хождение становится неприемлемо само по себе, даже если о
нем никто не узнает и не на' ступит никаких неприятных последствий — ни
ЧП, пи наказаний.
Значение мотивов не ограничивается их прямым влиянием на индивидуальное
поведение человека. Они еще оказывают существенное воздействие на
взаимную оценку и взаимоотношения партнеров по совместной деятельности,
а также способствуют объединению или противопоставлению людей в группе,
что находит отражение в морально-психологическом климате коллектива.