МОТИВАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ АЛЬПИНИСТОВ

  Главная     Учебники - Спорт       Школа альпинизма. Начальная подготовка (Захаров П. П., Степенко Т. В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

 

МОТИВАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ АЛЬПИНИСТОВ



Направленность и характер поведения человека в решающей степени определяются мотивами, т. е. внутренними побуждениями к деятельности ради удовлетворения каких-то потребностей.

В предшествующих главах говорилось о мотивах занятиях альпинизмом, таких, как познание и преодоление природных трудностей, познание и преодоление себя, общение с другими людьми, эстетическое наслаждение от пребывания в горах.

Эти и сходные мотивы в разной степени и в разных сочетаниях встречаются почти у всех альпинистов. Это прямые мотивы, которые обычно хорошо осознаны Наряду с ними встречаются косвенные, когда занятия альпинизмом служат, по существу, лишь средством достижения других целей, нередко скрытых от самого человека. Например, видя всеобщее внимание к тем, кто проводит отпуск в горах, к их рассказам, песням, слайдам, человек хочет приобщиться к альпинизму как престижному занятию. Или же горы дают возможность утолить собственную амбицию, продемонстрировать (хотя бы самому себе) свое превосходство над другими — в силе, смелости или в чем-то еще. Не так уж редко с пребыванием в горах связывают надежды найти себе пару, решить проблему создания семьи. Бывает, что горы нужны человеку как отдушина, как средство заглушить какие-то переживания, отвлечься от неприятной ситуации.

В этих и других косвенных мотивах в принципе нет ничего предосудительного, если только они не начинают резко доминировать над прямыми мотивами Если же это происходит, поведение человека может приобрести уродливый и даже опасный характер. Так, стремление показать свое превосходство — то ли ради самоутверждения, то ли в надежде покорить чье-то сердце — воплощается порой в грубые нарушения правил безопасности.

Различают также мотивы достижения, когда человек знает, чего хочет, и хотя бы в общих чертах представляет, как этого добиться, и мотивы избегания, при которых ясная позитивная цель отсутствует, зато человеку хорошо известно, что его не устраивает.

Для поведения, в основе которого лежат мотивы достижения, характерна целеустремленность, настойчивость Если на пути к цели возникают преграды и мотив выдерживает столкновение с ними, не угасает, то от противодействия он становится сильнее. У человека возрастает волевое напряжение, которое мобилизует дополнительные силы или направляет его активность на поиски обходных путей. И все же далеко не каждую цель удается достичь. В этом случае у человека возникает реакция неудовлетворения, так называемая фрустрация, которая имеет самые разнообразные проявления, такие, как раздражение, гнев, даже агрессия (бывает и по отношению к случайному человеку, попавшему под горячую руку), или же пассивные варианты: растерянность, безразличие, обесценивание цели.

В случае успеха человек испытывает удовлетворение, радость, обычно тем большую, чем труднее путь к цели, но до определенных пределов. Повторное достижение тех же целей, как правило, требует с каждым разом все меньше усилий, становится привычным и не доставляет былого удовольствия. Чтобы снова испытать полноценную радость, приходится браться за более трудные задачи, ориентироваться на более отдаленные цели, которые постепенно выстраиваются в систему, определяющую логичность и устойчивость поведения, направляемого мотивами достижения.

При мотивах избегания человек свободен от направленности, которую задает всем его действиям избранная цель при мотивах достижения. Это значительно расширяет возможности в выборе средств: годится все, что хоть как-то избавляет от неприятности, приемлем уход от трудности любым способом в любую сторону. Но оказывается, человек теряет при этом возможность испытать полноценное удовлетворение. Поскольку отсутствует ясное представление, чего именно он хочет, у него не возникает впечатления успеха даже при получении случайного результата, который принципиально мог бы быть оценен как успех. Благополучно уйдя от очередной неприятности, человек успокаивается до следующей. Поэтому в противоположность мотивам достижения, ведущим к радости, стимулирующим движение, развитие, мотивы избегания «безрадостны» и располагают к застою, сопротивлению любым переменам, грозящим нарушить покой, установившуюся адаптацию к приемлемым для человека условиям.

При очевидных различиях мотивов достижения и избегания, прямых и косвенных, отличить их друг от друга непросто, поскольку все они тесно переплетены между собой, часто противоречат друг другу, так что многим нашим решениям и действиям предшествует сложная борьба мотивов

Одно и то же обстоятельство, событие, предмет может приобретать значение различных мотивов. Так, соблюдение правил безопасности для начинающего альпиниста диктуется мотивами избегания — оно избавляет от срывов, травм. По мере овладения мастерством многим альпинистам требования безопасности начинают казаться чрезмерными, рассчитанными на того, кто послабее, по их приходится соблюдать — теперь уже во избежание наказания. Не удивительно, что любое ослабление внешнего контроля чревато в этом случае формальным, недобросовестным выполнением приемов или откровенным пренебрежением ими, а пунктуальное их выполнение, когда никто из руководства за этим не следит, норой встречает презрительное отношение и расценивается как признак слабости, трусости.

Другое дело, если приобретение технического опыта сопровождается у альпиниста формирование^ принципа безопасности, который становится элементом культуры, спортивной этики. При

этом силы и время, затраченные ради безопасности, никогда не воспринимаются как потерянные. Соблюдение всех требований безопасности становится внутренней потребностью, а цель, достигнутая с их нарушением, не доставляет удовлетворения. Это означает, что соблюдение требований безопасности превращается в мотив достижения, а небезопасное хождение становится неприемлемо само по себе, даже если о нем никто не узнает и не на' ступит никаких неприятных последствий — ни ЧП, пи наказаний.

Значение мотивов не ограничивается их прямым влиянием на индивидуальное поведение человека. Они еще оказывают существенное воздействие на взаимную оценку и взаимоотношения партнеров по совместной деятельности, а также способствуют объединению или противопоставлению людей в группе, что находит отражение в морально-психологическом климате коллектива.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..