КАТУШКИ ИНДУКТИВНОСТИ

  Главная       Учебники - Радиотехника      Радиомастер (Жуков Е.В.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

КАТУШКИ ИНДУКТИВНОСТИ

Радиодеталь, основным элементом которой является провод, свернутый в спираль на каркасе или без него, навивается катушкой индуктивности. По области применения катушки можно разделить на две группы:

низкочастотные (трансформаторы и дроссели, имеющие стальные сердечники);

высокочастотные (контурные катушки, дроссели высокой частоты и фильтры каскадов промежуточной частоты).

Катушки индуктивности высокой частоты. Основными параметрами, характеризующими свойства высокочастотных катушек, являются: величина индуктивности, добротность, собственная емкость и температурный коэффициент индуктивности.

Конструкция катушек индуктивности высокой частоты показана на рис. 41.

 

 

 

Рис. 41. Катушки индуктивности высокой частоты:
а — однослойная; б — однослойная без каркаса; в — трансформатор высокой частоты; 1 — подстроенный сердечник; 2 — первичная и вторичная обмотки; 3 — каркас; 4 — экран; г — катушка в броневом сердечнике; д — вариометр; S — роторная катушка; 6 — статорная катушка; е — дроссели высокой частоты

 



Применение сердечников позволяет в небольших пределах производить плавное изменение индуктивности путем перемещения его вдоль оси катушки. Изменение индуктивности катушек в больших пределах производится специальными устройствами — вариометрами
Высокочастотные катушки индуктивности, применяемые в радиостанциях для отделения постоянного тока от токов высокой частоты, называют дросселями высокой частоты* Так как они имеют большую индуктивность (10— 100мГ), то их сопротивление токам высокой частоты очень велико.

Две высокочастотные катушки, размещенные на одном каркасе (рис. 41, в), называют трансформатором высокой частоты. Он служит для передачи высокочастотной энергии от одного каскада радиоустройства к другому.

Трансформаторы и дроссели низкой частоты. Трансформаторами низкой частоты называют катушки индуктивности со стальными сердечниками, которые служат для преобразования переменного напряжения одной величины в переменное напряжение другой величины без изменения
частоты. По назначению трансформаторы низкой частоты разделяются на входные, согласующие, выходные и силовое.

Трансформаторы изготавливают открытыми и закрытыми (экранированные, герметизированные) (рис. 42).

 

 

 

Рис. 42. Трансформаторы низкой частоты:
а — устройство трансформатора: 1 — сердечник; 2 — каркас; 8, 4 — первичная и вторичная обмотки; б — общий вид трансформатора с внешним экраном; в — схема автотрансформатора; г — схема трансформатора

 



Разновидностью трансформатора является автотрансформатор. В отличие от трансформаторов автотрансформатор имеет всего одну обмотку с несколькими выводами (рис. 42, в). Автотрансформаторы применяются в тех случаях, когда не требуется отделения нагрузки от источника питания.

Неисправности и ремонт трансформаторов и катушек индуктивности. Высокочастотные катушки индуктивности, трансформаторы и дроссели низкой частоты имеют практически одни и те же неисправности. Естественно, что способы их отыскания и устранения аналогичны. Трансформаторы и катушки индуктивности — одни из немногих радиодеталей, поддающихся ремонту в условиях радиомастерских любой категории, а также в, радиолюбительской практике.

Наиболее часто встречающиеся неисправности связаны с обрывами проводов или их перегоранием, коротким замыканием между витками, обрывом части жил многожильных проводов, нарушением контакта в местах соединений, механическими повреждениями, потерей изоляционных свойств диэлектриками. Появление таких неисправностей приводит или к частичному, или к полному выходу радиоаппарата из строя.

Определить неисправности катушек индуктивности можно различными способами: по внешнему виду, по специфическому запаху горелой эмали и лака и т. д. Однако самым надежным способом является приборный.

О наличии неисправности в катушках индуктивности и трансформаторах говорит повышение температуры их каркасов и кожухов выше +70°С. При чрезмерном перегреве появляется запах горелого диэлектрика, потемнение изоляционных материалов (бумаги, лакоткани), на поверхности обмоток возникает накипь от пропиточных лаков, масел и компаундов. Подобные признаки говорят о наличии короткого замыкания или повышения токов утечки диэлектриков.

Обрыв и перегорание проводов чаще всего происходят в местах их соединения с выводами, в скрутках и изгибах, в местах припайки проводов и выводов к лепесткам монтажных плат и радиодеталей. Обнаружить обрыв можно с помощью омметра, который укажет бесконечно большое сопротивление измеряемой обмотки.

Проверку межвиткового замыкания производят с помощью прибора тщательным измерением сопротивления обмоток. Однако эти замеры очень часто не дают результата из-за незначительных отклонений величины сопротивления нормальной обмотки от сопротивления обмотки, в которой имеется межвитковое замыкание. Проверку замыкания между обмотками и обмотки с корпусом производят с помощью омметра. В нормальном состоянии сопротивление между этими элементами практически равно бесконечности. Любое отклонение от этого значения говорит о наличии ненужного электрического контакта.

Изменение величины индуктивности катушки может быть обнаружено с помощью измерителя индуктивностей.

Обрывы обмоточных проводов, нарушение контактов между обмотками и выводами катушек устраняются пайкой поврежденных мест с последующей изоляцией. В случае пробоя диэлектрических покрытий обмоточных проводов, как правило, производится перемотка катушек индуктивности и трансформаторов. Восстановить изоляцию проводов в большинстве случаев не удается.

Перемотку трансформаторов и катушек индуктивности производят в следующем порядке: отсоединяют трансформатор от схемы; освобождают стягивающие винты; разбирают сердечник трансформатора; сматывают с катушки неисправный провод; если отсутствуют моточные данные трансформатора, производят подсчет витков и замер диаметра провода каждой обмотки; проводом того же диаметра, соблюдая последовательность, производят намотку трансформатора. Витки должны укладываться плотно друг к другу. Нельзя допускать их западания внутрь обмотки, что может привести к межвитковому замыканию; между каждым слоем обмотки прокладывают конденсаторную бумагу или другой диэлектрик; на выводные концы обмоток крепят бирки с обозначением обмотки; после намотки трансформатора всю катушку обклеивают лакированной бумагой, лакотканью или дерматином для предохранения ее от пыли и внешних повреждений. При необходимости производят пропитку или обволакивание обмоток прописочными лаками; сборку и установку трансформатора производят в обратном порядке; перед установкой трансформатора производят электрическую проверку.